Минимизировать

Стихиры митрополиту Петру

Подготовка текста Т. Р. Руди, перевод Е. Л. Алексеевой, комментарии Е. Л. Алексеевой и Т. Р. Руди

Текст:

ДЕКЕМВРИА 21 ДНЯ. ВЪ ТОЙ ЖЕ ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПЕТРА МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО[1] И ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА. НА «ГОСПОДИ ВОЗЗВАХЪ» СТИХИРЫ, ГЛАСЪ 2. ПОДОБЕНЪ[2]: «КИИМИ ПОХВАЛЬНЫМИ ВѢНЦЫ» (...) ИНЫ СТИХИРЫ, ГЛАСЪ ТОЙ ЖЕ. ТВОРЕНИЕ ЦАРЯ ИОАННА, ДЕСПОТА РОСИЙСКАГО

21 ДЕКАБРЯ. В ЭТОТ ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПЕТРА МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЙ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА. СТИХИРЫ НА «ГОСПОДИ, ВОЗЗВАХ», ГЛАС ВТОРОЙ. ПОДОБЕН «КИИМИ ПОХВАЛЬНЫМИ ВЕНЦЫ» <...> ДРУГИЕ СТИХИРЫ, ГЛАС ТОТ ЖЕ. ТВОРЕНИЕ ЦАРЯ ИОАННА, ВЛАСТЕЛИНА РОССИЙСКОГО

 

Кыми похвалеными вѣнецы увяземо святителя, иже плотью в Руси суща и духовно всѣмъ достизающа, иже чистѣ того любяще, вѣрнымо предстателя и заступеника, иже всѣмо скорбнымо утѣшителя, благочестия рѣку, землю Рускую веселющу течении, Петра, теплаго предстателя нашего и хранителя?

Какой наградой увенчаем святителя, телом находящегося на Руси, а духом достигающего всех, чистой любовью его любящего, наставника и заступника верующим, всем скорбящим утешителя, реку благочестия, течением своим радующую землю Русскую, Петра, горячего заступника нашего и хранителя?

 

Кыми пророческими пѣнии вѣнчаемо святителя, нечестию спротивобореца и благочестию правителя, освященнаго ото пелено, столпа церкви неподвижимаго, иже веся злобеныя посрамляюща, потребителя Сеитова,[3] реку многихъ чюдесо, землю Рускую веселящу течении, Петра, теплаго предстателя нашего и хранителя?

Какими пророческими песнопениями увенчаем святителя, борца с бесчестием и поборника благочестия, освященного от пелен, столпа Церкви непоколебимого, посрамляющего все греховное, победителя Сеита, реку многих чудес, течением своим радующую землю Русскую, Петра, горячего заступника нашего и хранителя?

 

Кыми духовеными пѣнии воспоимо святителя, иже далная суща провидяща и отстоящая яко близо суща пророчествующа неложено, иже явлениеме Пречистыя первосвятителю явлешуся дивнаго в чюдесѣхъ исцеления весѣмо подавающа, реку землю Рускую веселящу течении, Петра, теплаго предстателя нашего и хранителя?

Какими духовными песнопениями воспоем святителя, провидящего далекое и находящееся в отдалении как близкое предсказывающего истинно, дающего всем дивное в чудесах исцеление явлением Пречистой, явившейся первосвятителю, реку, течением своим радующую землю Русскую, Петра, горячего заступника нашего и хранителя?

 

«Слава». Глас 1. Божественаго совыше явления свѣтелостию умоме своиме просвѣтивося, Петре, твердый умоме, законы избѣже естественыя, якоже сѣне благодатию же истиненою, весемудре, осиянно бысте,[4] отонюдуже и приятелище Пресвятаго Духа бысте, чюдесемо дарово приято обогащая сими чада своя, и нынѣ с первосвятители предостоя Христу, молися о душахо нашихо.

«Слава». Глас первый. Просветившись умом своим от светлости Божественного явления свыше, Петр, твердый умом, ты избежал закона природы, как сень благодатию истинною ты, всемудрый, освещен был, почему и стал ты вместилищем Пресвятого Духа, приняв дары чудес, обогащая ими чад своих, и ныне с первосвятителями стоя перед Христом, молись о душах наших.

 

«И ныне» празднику. Глас той же. Приимите ясли егоже во купинѣ Моисей Законоположенико провидѣ во Хоривѣ[5] нынѣ ражаемо ото Дѣвы Духоме Божественыиме: тая и есте иже в Законѣ реченная, тая есте пророческая печате, яже Бога плотию тлѣннымо являюще, емуже поклонимося.

«И ныне» празднику. Глас тот же. Примите, ясли: тот, о ком Моисей Законоположник узнал наперед в купине на Хориве, ныне рождается от Девы Духом Божественным: она и есть та, что названа в Законе, она и есть пророческий знак, она являет Бога тленного плотью, которому поклоняемся.

 

НА ИСХОЖЕНИИ:[6] СЛАВА, ГЛАС 6. ТВОРЕНИЕ ЦАРЕВО

ПРИ ИСХОЖДЕНИИ: «СЛАВА», ГЛАС ШЕСТОЙ. ТВОРЕНИЕ ЦАРЯ

 

Денесе собори рустии сошедошеся радостено празденуимо, первосвятителю Петру и чюдотворецу ото земля на небо прошедошу, благочестено торжествуимо прежеосвященнаго ото пелено во спасение Христовыхъ словесеныхъ овеце: цари свѣща носяща предоидуте, царскаго благолѣпия чтуще честеное украшение, святители трудо весе отоложеше радостено послѣдующе первосвятителю Божию Петру и предстателю; веси убо радостено возопиемо: «Радуйся, святителю Петре, молися прилѣжно о душахо нашихо».

Сегодня, соборы русские, сойдясь, радостно празднуем, потому что первосвятитель Петр и чудотворец с земли на небо взошел, благочестно празднуем преждеосвященного от пелен во спасение Христовых духовных овец: цари, неся свечи, впереди идут, почитая бесценное украшение царской красоты; архиереи, труд весь отложив, с радостью подражают первосвятителю Божию и защитнику Петру; все радостно воскликнем: «Радуйся, святитель Петр, молись прилежно о душах наших».

 

«И ныне» празнику.

«И ныне» празднику.

 



[1] ...Петра митрополита Московскаго — Петр, митрополит Московский и с  1308 г. митрополит всея Руси. Основатель московского кафедрального Успенского собора. Много способствовал возвышению Московского княжества. Скончался в 1326 г., годом позже канонизован во Владимире, в 1339 г. — в Константинополе. Почитается как небесный покровитель г. Москвы.

[2] Подобенъ... — Церковная песнь, по содержанию, размеру и тону подобная другой песни служебной минеи или октоиха. В данном случае «самогласным» образцом послужили стихиры апостолам Петру и Павлу (29 июня). Первые два стиха стихир митрополиту Петру воспроизводят стихиры Николаю Чудотворцу, помещаемые под 6 декабря.

[3] ...потребителя Сеитова... — Из жития митрополита Петра известно, что он в прении победил и проклял некоего еретика Сеита (судя по имени, принадлежавшего к мусульманскому духовенству).

[4] ...сѣне благодатию же истиненою... осиянно бысте... — Под сенью (тенью) имеется в виду Ветхий Завет, под благодатью — Новый.

[5] Хорив — другое название горы Синай.

[6] На исхожении. — Имеется в виду выход клира из алтаря к раке святого в Успенском соборе во время молебна. По содержанию данная стихира восходит к заключительной стихире службы Введения во храм 21 ноября.

Текст Стихир митрополиту Петру публикуется по факсимильному воспроизведению рукописи РГБ, собр. Библиотеки Троице-Сергиевой лавры (ф. 304), № 428, лл. 98—101, 222 об.—225 об. (см.: Леонид, архим. Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна, деспота Российскаго. По рукописи Библиотеки Троице-Сергиевой лавры, № 428 // Памятники древней письменности. Т. 63. СПб., 1886). О рукописной традиции Стихир митрополиту Петру см.: Серегина Н. С. Стихиры митрополиту Петру «творения» Ивана Грозного // Древнерусская певческая культура и книжность. Серия: Проблемы музыкознания. Л., 1990. Вып. 4. С. 69—80.