СЛОВО ИГУМЕНА О ПОСТРОЕНИИ СТЕНЫ В ВЫДУБИЧАХЪ
СЛОВО ИГУМЕНА О ПОСТРОЕНИИ СТЕНЫ В ВЫДУБИЦАХ
Дивна днесь видиста очи наши, мнози бо, преже насъ бывшеи, желаше видити, яже мы видихомъ — и не вѣдѣша и слышати не сподобишася, яже Богъ намъ дарова твоимъ княжениемь! Не токмо ибо отялъ еси уничижения наша, но и со славою приятъ ны, поставивъ на пространѣ нозѣ рабъ твоихъ. Мы же, смирении, что воздамъ ти противу благодѣянию ти, яже твориши и створилъ еси к намъ? И самъ бо имъ не трѣбуеши, но точию воздыхания и молитвы о здравьи и о спасеньи твоемъ. Богъ же милости воздасть ти противу трудомъ твоимъ, и архистратигъ Михаилъ,[1] емуже еси послужилъ нелестно, но о Христѣ державно милосердуя и о всѣхъ. По обычаю благому и нашея грубости писание приими, акы даръ словесенъ — на похваление добродѣтели: во газъфулакию бо княжения твоего любовь и хотѣнье ввергъше, акы вдовица она двѣ мѣдницѣ, прочее на милость твою надѣющеся.
Дивное сегодня увидели очи наши; столь многие, прежде нас жившие, желали бы видеть то, что увидели мы, — и не видели, и даже слышать не пришлось им о том, что нам Бог даровал княженьем твоим! Ибо не только не отринул ты ничтожества наши, но и со славой нас принял, по свободной стезе направив рабов твоих. Мы же, смиренные, чем воздадим тебе в ответ на благодеянье твое, которое ты творишь и уже сотворил нам? Ибо сам ничего не требуешь ты, — но лишь воздыханья и молитвы о здравье и о спасенье твоем. Бог тебе милость воздаст по заботам твоим, и архистратиг Михаил, которому ты послужил непритворно, о Христе державно заботясь и обо всех. По благому обычаю и невежества нашего слово прими как словесный подарок — на похвалу добродетели, ибо в сокровищницу твоего правленья любовь и желанье вложим, как та вдовица — две медных монеты, в остальном надеясь на снисхожденье твое!
Слову ятися о Господѣ дерзаемъ, то же не от скудости нашего нищетоумья, но от дѣлъ твоихъ причту приобрѣтше. И со преподобнымъ Мефедьемь[2] глаголемь, днесь бо събытье божественыхъ словесъ его, яже положи въ своихъ ему написаниихъ вѣщая: «Малое небо, богомудрого душа, воистину повѣдающи славу Божию правостью вѣры, и словесы истѣньными, и дѣлы добрыми. Небеса бесловесное естьство суще, и сочювьствено, и самовластьно, но точью свѣтлостью солнца, и растѣниемь луны, украшениемь звѣздъ, и непременьно храняще уставы временемь Владычня повеления, повѣдають славу его». Яко же всимъ, добрѣ смотрящимъ Творца, о томъ похвалити добраго ради уряжения, здѣ же преболе намъ того о тобѣ является: словеса бо честьна, и дѣла благолюбна, и держава самовластна, ко Богу изваяная, славою паче звѣздъ небесныхъ, не токмо в рускыхъ концехъ вѣдома, но и сущимъ в морѣ далече. Во всю бо землю изиидоша, по пророку, богомирная словеса твоя, христолюбовная дѣла, ими же о всихъ Владыка твои славиться, да видѣвше бо вѣща еуаггелистъ: «Дѣла ваша добрая прославять Отца вашего, иже есть на небесѣхъ»[3]. От днесь бо мнозии боголюбци познаються, без лѣности тещи во слѣдъ тебе ревнующе, обрѣтше тя проводника, яко Моисѣа[4], новыи сии Израиль изводящаго из работы немилосердья и от мрака скупости. Отселѣ бо не на брезѣ ставше, но на стѣнѣ твоего создания, пою ти пѣснь побѣдную, аки Мариамъ древле[5]. Днесь, по Исаи[6], «понавляються острови», а рекуть праведныхъ душа, видяще поновление честьнаго храма Господня утвержениемь твоимъ о Господѣ. Яко и при Зороавели[7] свобожьшеися от вавилоньска нечаяния, днесь и множьство вѣрных кыянъ, и населники ихъ болше потщание и любовь ко архистратигу Господню имѣти начинають и не токъмо ради спасения своего, но и новаго ради чюдеси, иже во дня царства твоего свѣршися. Утверждающе бо неподвижно нозѣ свои на удобренемь ти зданьи и очима си любезно смотряши, отвсюду веселие души привлачаще, и мняться яко аера достигше, а тако любовью отходять, похваляюще богомудрество твое. Блажении же, не видивше, но вѣрующе, радуються, якоже вѣща Соломонъ: «Похваляему правѣдному веселяться людье»[8]. Днесь отъяшася от многъ сердець помышления суетьная и глаголи маловѣрнии — овии бо глаголаху, яко златомъ власомъ поверзена есть церкви от небесе, и тѣмь же утверждена, а ови, яко поступаеть церкви в монастырь, инако же мнози, — и ни от единѣхъ же бѣ помощи истѣньны утѣшению, дондеже придеть, ему же щадено бысть благодать и милость во преподобьныхъ его и посѣщение во избраныхъ его. Еще же и мы долъжнии ти милостивници, нашь присныи господине, единомысльно суще ко избраньному сему мѣсту надѣемься, не забытно жажюще от тебе милости, якоже елень на источникы водныя. И Богъ милости и Отець щедротамъ, и любы единочадаго Сына его, и причастье Святаго Духа да будеть съ царьствомъ твоимъ, купь съ любыми тобою. Архистратигъ Михаилъ, покрываи храня кропомъ крилу твоею, нынѣ и присно, и въ будущия вѣкы, аминъ.
Словом коснуться Бога дерзаем — не от скудости нищего нашего разума, но делами твоими себе пример получив. И с преподобным Мефодием скажем (ибо сейчас — исполненье святых его слов, что начертал он, в своих предписаньях вещая): «Малое небо, душа богомудрого, величие Бога всегда раскрывает достоинством веры, истинным словом и добрым деяньем. Небеса бессловесны по сути своей, не ощутимы, свободны — но только сиянием солнца, измененьем луны, красотою звезд и незыблемой точностью времени по Божьему слову раскрывают величье его». Как всем, глубоко познающим Творца, хочется славить чудесное то устроенье, так и здесь о тебе нам больше того является: потому что достойное слово, и боголюбивое дело, и свободная сила, устремленные к Богу, величием выше небесных звезд, не только в русских пределах известны, но и тем, кто в море далече! По всем сторонам разошлись, по пророку, мирные в Боге слова твои и дела благочестья, которыми всюду Владыка твой славится, ибо увидев, возвестил евангелист: «Дела ваши добрые прославят Отца вашего, который на небесах». Отныне все христолюбцы познаются в том, что ревностно устремятся вслед за тобой, вождя признавая в тебе, как Моисея, новый народ Израиль изводящего из рабства, жестокости и из мрака скупости. Ибо теперь, не на берег став, но на стену, тобою построенную, пою тебе славу победную, как некогда Мариам. Ныне, по слову Исайи, «острова создаются», а праведных души ликуют, видя обновленье священного храма Господня твоим укрепленьем о Господе! Как и при Зоровавели освобожденные от вавилонского плена, так и сегодня многие из киевлян благоверных и жителей местных сильнее стремленье и любовь к архистратигу Господню нести начинают — не только ради спасенья души, но и из-за чуда, что в правленье твое совершилось: твердо ноги свои утверждая на укрепленной тобою подпоре и очами с весельем взирая, душой насыщаются миром окрест, и кажется им, будто неба достигли, и так, в умиленье, уходят, восславляя твое богомыслье. А блаженные, даже не видев, но, веруя, радуются, как сказал о том Соломон: «Радуются люди, когда хвалят праведного!» Сегодня отъяты из многих сердец помышления суетные и слова маловерия — ведь те говорили, что золотым волоском привязан наш храм к небесам и на то опирается, а другие — что вдвигается он в монастырь, и по-разному многие, — но ни от кого действительно не было помощи, пока не пришел тот, кому уже приготовлены милость и благодать среди, как и он, добродетельных, и проявление благости средь избранных, как и он. Мы также в долгу пред тобой, богомольцы, к нам наш господин подоспевший! Единой душой уповая на это священное место, всегда ожидали всех благ от тебя, как олень — источников водных. И милостивый Бог, наш щедрый Отец, и любовь единородного Сына его, и причастие Духа Святого — да будут в правленье твое вместе с твоими близкими! Архистратиг Михаил да охранит тебя, покрывая крылами своими — ныне, и присно, и во веки веков! Аминь.