ОДА «СЧАСТИЕ»

Минимизировать
Всех желаниев начало,
Счастье, наших цель сердец!
Ты нас, вшедших в свет, встречало,
Ты наш будешь зреть конец;
Что ты есть и где—не знаем,
Но лишь мыслить начинаем—
Мы грядем тебе вослед.
Мы тебя все ищем тщетно
И заходим неприметно
Во пучину лютых бед.
 
Мы, ища тебя, страдаем
И томимся всякий час,
Но тобой не обладаем,
Хоть всегда ты близко нас.
Или наших душ то свойство,
Чтоб терпети беспокойство,
Не вкушая тя вовек?..
Наших бед не ты причина:
Есть на свете бед пучина,
В коей тонет человек.
 
Сей, ища тебя, томится:
От него ты прочь бежишь;
Сей не тем путем стремится,
На котором ты лежишь;
Тот, нашед тебя, не знает
И в твоих руках стенает,
Мысль в пороки углубя;
За иным бежишь ты сáмо—
Он старается упрямо
Убегати от тебя.
 
Счастье! мы тебя имеем
Завсегда перед собой,
Но владети не умеем,
Сообщаяся с тобой.
Не в могуществе и власти,
Не в высокой самой части,
Не в богатстве, не в чинах,
Не на знатности дорогах
И не в царских ты чертогах,
Но живешь у нас в сердцах.
 
В самой лучшей смертных части,
Посреди богатств, утех,
Величайшей люди власти
Иногда несчастней тех,
Кто средь хижины убогой,
Добродетелию строгой
Наслаждаяся, живет:
Богачи слез в море тонут,
И цари на тронах стонут,
Коль в сердцах спокойства нет.
 
Кто ж о счастье ложным слухом
Мысль свою не повредит,
Тот своим великим духом
Счастье сам в себе родит.
Кто себя не беспокоит,
В сердце храм тот счастью строит,
Счастье в нем свой зиждет трон.
Грусть из сердца удалится,
И вовеки не вселится
В нем тщеславцев гордых стон.
 
Кто счастливей был в сем мире—
Александр в венце, в порфире,
Всюду славой окружен;
Царь несчетного народа,
И казалась вся природа
Быть в числе его рабов.
Что ж покой в нем возмущает?
Аристотель возвещает:
 
Возвещает, как сей воин
И одним не овладел:
Не был вечно он достоин
Внити счастия в предел.
Диогеновы желанья:
Чтоб лучей дневных сиянья
Александр не отвращал,
Пред его вертепом стоя.
Сей мудрец царя-героя
Больше счастья ощущал.
 
О Херасков! ты свидетель
Можешь верный в том мне быть,
Что хранящим добродетель
Должно счастие служить.
Если малым кто доволен,
Кто не горд, спокоен, волен,
Тот есть счастлив человек.
Кто ж за счастием стремится,
Тот в пути сем утомится
И не будет счастлив ввек.
 
КОММЕНТАРИИ
 
Ода «Счастие». — Утренний свет, ч. I. СПб., 1777, с. 159. В примечании указано, что она «писана к его превосходительству Михаилу Матвеевичу Хераскову».
 
...Александр иль Диоген... — По легенде Александр Македонский спросил греческого философа Диогена, жившего в бочке и привыкшего довольствоваться малым, нет ли у него какой-либо просьбы, на что философ ответил: «Не заслоняй мне солнца». В моралистической литературе XVIII в. Александр и Диоген часто противопоставлялись.
 
Аристотель (384—322 до н. э.) — греческий философ, воспитатель Александра Македонского.
 
...Тьмы других ему миров — то есть не завоеванные еще страны.