О житии и подвигах... великого князя и царя русского Димитрия Ивановича

Подготовка текста и перевод Н. В. Понырко, комментарии В. К. Зиборова, А. В. Сиренова, Т. Г. Фруменковой

Текст:

СТЕПЕНЬ 12, И ДВА МИТРОПОЛИТА, КИПРИЯН И ПИМИН, И ГРАНЬ 12, В НЕМЖЕ ГЛАВ 19

СТУПЕНЬ 12, И ДВА МИТРОПОЛИТА, КИПРИАН И ПИМЕН, ГРАНЬ 12, В КОТОРОЙ ГЛАВ 19

 

О ЖИТИИ И О ПОДВИЗЕХ БЛАЖЕННАГО И ДОСТОХВАЛНАГО ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ И ЦАРЯ РУСКАГО ДИМИТРИЯ ИВАНОВИЧА[1]

О ЖИТИИ И ПОДВИГАХ БЛАЖЕННОГО И ДОСТОХВАЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ И ЦАРЯ РУССКОГО ДИМИТРИЯ ИВАНОВИЧА

 

Глава 1. Сий Богом препрославленный и достохвалный великий князь Димитрий, иже родися от благородну и от пречестну родителю, великаго князя Ивана Ивановича и от матери великия княгини Александры, внук же бысть великаго князя Ивана Даниловича, собрателя Руской земли, правнук великаго князя Данила Олександровича Московскаго, праправнук великаго князя и чюдотворца Александра Ярославича Невскаго, от корени святаго и Богом насажденнаго саду отрасль благоплодна и цвѣт прекрасный царя Владимера, новаго Костянтина, просвѣтившаго всю Рускую землю святым крещением, от негоже бысть 12 степень, а от Рюрика 15; бысть же сродникъ новым чюдотворцом Борису и Глѣбу и воспитан бысть во истинном благочестии и в праведном доброславии со всякими наказании духовными, от самѣх бо пелен Бога возлюби и родителем благопослушив бысть и до конца по воли Божии управляя житие свое. Егда же изволи Богъ отцу его, великому князю Ивану Ивановичю, восприяти иноческий чинъ и оставити житие свѣта сего, и получившу ему вмѣсто земленых небесная селения, сий же Богом возлюбленный сынъ его и наслѣдникъ, великий князь Дмитрий, тогда млад сый оста честна си родителя, лѣтомъ яко десяти, мудростию же возраста — яко тысящалѣтен. И тогда приимшу ему скипетро земнаго царствия, отеческое наслѣдие, Руское великое княжение, по данней ему благодати от Бога, державствуя же благославно и богомудрено со благочестивою своею материю, великою княгинею Александрою. И якоже прилѣжно о земном царствии подвизашеся, сице и о духовных прилежаше дѣлесех: и пустошных бесѣд не творяше и срамных глаголъ не любляше, злонравных человѣкъ отвращашеся, а з благими всегда бесѣдоваше, Божественых же Писаний всегда со умилением послушаше и сам почиташе, и о церквах Божиих велми печашеся; стражбу земля Руския мужеством держаше; злобою отроча обреташеся, а умъ совершен всегда бываше, иже всякими мирскими попеченми обдержашеся. Многими же добродѣтелми подражая уподобитися многотрудному житию преподобных отецъ, ихже всегда похваляя и ублажая. Такоже и страдания святых мученикъ со умилением прочитая и памят их любомудрено торжествуя и ревностию Божественою разгараяся; и всегда произволением тщашеся равенъ мученикомъ быти. Видя же тогда отечество свое навѣтуемо и озлобляемо, — не токмо от безбожных татар или от богомерския латыни, но и от своеземных и от единовѣрных си сродникъ, — себе же видя еще не успѣвша телесным возрастомъ, и тако о христоимянитых людех жалостию снѣдашеся и душею печашеся и сердцем болѣзноваше равномученическим страданием, и на молитву подвизашеся, и всю надежу возложиша на всесилнаго Бога и на Пречистую Его Матерь, истинную Богородицу, и всѣх святых.

Глава 1. Сей Богом прославленный и достохвальный великий князь Димитрий, что родился от благородных и честных родителей, от великого князя Ивана Ивановича и от матери великой княгини Александры, был внуком великого князя Ивана Даниловича, собирателя Русской земли, правнуком — великого князя Даниила Александровича Московского, праправнуком — великого князя и чудотворца Александра Ярославича Невского, благоплодный побег от святого корня из Богом насажденного сада и цветок прекрасный от царя Владимира, нового Константина, просветившего всю Русскую землю святым крещением, от кого и был он 12-й ступенью, а от Рюрика 15-й; был он сродником новым чудотворцам Борису и Глебу и был вскормлен в истинном благочестии и в праведном православии со всяческим наставлением духовным, ибо с пеленок возлюбил он Бога и был послушен родителям, и до конца провел в воле Божьей свое житие. Когда же соблаговолил Бог, чтобы отец его, великий князь Иван Иванович, восприял иноческий чин и преставился от сего света и получил вместо земных небесные селения, тогда сей возлюбленный Богом сын его и наследник, великий князь Дмитрий, остался без честного своего родителя молодым, около десяти лет, мудростью же — как тысячелетний. И тогда по данной ему от Бога благодати принял он скипетр земного царствования, отцовское наследство, Русское великое княжение, и правил славно и богомудро с благочестивой своей матерью, великой княгиней Александрой. И как со тщанием подвизался он в трудах для земного царствования, так же <сильно> прилежал он и к делам духовным: пустых бесед не вел и срамных слов не любил, людей дурного нрава сторонился, а с хорошими всегда беседовал, Священное Писание всегда слушал с умилением и сам читал, и о церквах Божиих сильно пекся; оборону Земли русской мужественно держал; по незлобивости был дитя, а умом, что всегда был занят всяческими земными заботами, был всегда совершенно зрел. И многими добрыми делами стремился подражать многотрудному житию преподобных отцов, кого всегда он прославлял и возвеличивал. И о страданьях святых мучеников читал он с умилением и почитал их память с любовью и умом, разгораясь Божественною ревностью; и всегда старался в устремлениях своих быть равным мученикам. И, видя тогда отечество свое подвергнутым напастям и бедам, — не от одних только безбожных татар или от мерзких Богу латынян, но и от сродников своих, одной с ним земли и веры, — а себя видя еще не достигшим взрослого возраста, снедался он жалостью к христианам и болел душой, и терпел в сердце равные мученическим страдания, и устремлялся к молитве, и полагал всю надежду на всесильного Бога и на Пречистую Его Мать, истинную Богородицу, и на всех святых.

 

Глава 2. Знамение небесное. Человѣколюбивый же Богъ, иже сирым отецъ и печалным утѣшение, вскоре разори совѣты нечестивых агарян и прочих, неправедно державствующих, низложи, якоже тогда и самое солнце знамением страшнымъ проявляя на поганых многую пагубу, иже бысть в постъ Христова Рожества: явися солнце кровию покровено на чистѣ небеси; и в другий постъ, святыя великия Четыредесятницы, от востока явишася аки огненыя заря чрез небо восходяху.

Глава 2. Небесное знамение. А человеколюбец Бог, отец сирот и утешитель печальных, разрушил вскоре замыслы нечестивых агарян и низложил других, неправедно властвовавших, ибо тогда и самое солнце страшным знамением указало многую погибель поганым, что случилось в пост Христова Рождества: на чистом небе явилось солнце, покрытое кровью; и в другой пост, святой великой Четыредесятницы, появились на востоке будто огненные зори, поднимавшиеся по небу.

 

Пагуба царем во Ордѣ[2] и прочим поганымъ. Во времена же она бысть во Ордѣ велми силен мятеж, яко мнозии царие сами на ся брань воздвигнуша и едини от единѣх оружием падоша. В том же мятежи и царицы Тайдула убиена бысть, юже великий чюдотворец Алексей исцели,[3] и мнози царевичи побиени быша, такоже и рядцы межю себе сами ссекошася. Хидыя же царь от своего ему сына Темир-Хози убиен бысть.[4] Темник же его Мамай замяте всѣм царством его, а Темир-Хозя бѣгу ся ят за Волгу и тамо убиен бысть.[5] Мамай же прииде за Волгу на горнюю страну[6] и вся Орда с ним. И вста иный царь, Килдибѣк,[7] и многих поби, и самъ побиен бысть. В Сараи же тогда именовашеся царь Амурат.[8]

Погибель в Орде царям и прочим поганым. И в те времена случилась в Орде сильная смута, так что много царей сами промеж себя вооруженную брань воздвигли и одни от других пали. В той смуте и царица Тайдула была убита, та, которую исцелил великий чудотворец Алексий, и много царевичей было побито, и соперники сами себя перебили тоже. А царь Хызра был убит собственным своим сыном Тимур-Ходжой. Темник же его Мамай взбунтовал все его царство, а Тимур-Ходжа побежал за Волгу и там был убит. Мамай же пришел в гористый край за волжскими пределами, а вместе с ним вся Орда. И поднялся другой царь, Кильдибек, и многих разбил, и сам был разбит. В Сарае тогда царем именовали Амурата.

 

Глава 3. Преставление великие княгини Александры.[9] Тогда и боголюбивая великая княгиня Александра, святая мати сего достохвалнаго великаго князя Димитрия, послѣдова благонравным стопам блаженнаго си супруга, великаго князя Ивана Ивановича. В шестое лѣто по отшествии его к Богу такоже потщася своим благим произволением во иноческий чин облещися, и претворено бысть имя ея во инокинях Мария. Совершено же и в самый великий образ святыя схимы пострижеся, и в таковом во истинном смиреномудрии трудолюбезно житие совершив, благодарствуя Бога, емуже и душу свою с миром в руцѣ предаде. Честное же тѣло ея положено бысть в преименитом граде Москвѣ в монастыри у Спаса, в придѣле, идѣже и нынѣ соборная церкви в царсвеном дому ихъ.

Глава 3. Преставление великой княгини Александры. Тогда и боголюбивая великая княгиня Александра, святая мать сего достохвального великого князя Димитрия, последовала по стопам благонравного блаженного своего супруга, великого князя Ивана Ивановича. На шестой год по отшествии его к Богу тоже потрудилась облечься во иноческий чин по благому своему изволению, и переменили ей имя во инокинях на Марию. Под конец же и в самый великий образ святой схимы она постриглась, и в таковом истинном смиренномудрии окончила многотрудное житие, вознося благодарения Богу, в руки которого и предала душу свою с миром. Честное же ее тело было положено в знаменитом граде Москве в монастыре у Спаса, в приделе, там, где и ныне <находится> церковь соборная в их царском дворце.

 

Брак державнаго Димитрия.[10] По том же, по двою лѣту, христолюбивый сынъ ея, великий сей князь Дмитрей Иванович, помысли законному браку приобщитися, уже тогда ему сущу лѣт яко штинадесяти. И по благословению чюдотвориваго Христова архиерея Алексия, митрополита всеа Русии, и приведоша ему невѣсту от Суждалския земля, дщерь великаго князя Димитрия Костянтиновича, благородную великую княжну Евдокию,[11] еюже оженися во граде Коломне мѣсяца генваря 18. И возрадовася вся земля о совокуплении брака его. По брацѣ же цѣломудрено живяста, со умилением сматряста своего спасения, в чистѣ совѣсти.

Женитьба державного Димитрия. После этого, через два года, христолюбивый сын ее, сей великий князь Дмитрий Иванович, задумал сочетаться законным браком, тогда ему уже было около шестнадцати лет. И по благословению чудотворца Христова архиерея Алексия, митрополита всея Руси, привели ему невесту из Суздальской земли, дочь великого князя Димитрия Константиновича, благородную великую княжну Евдокию, на которой он женился в городе Коломне в 18-е число января месяца. И возрадовалась вся <его> земля о его женитьбе. После же женитьбы целомудренно они жили, печась с умилением о своем спасении, с чистой совестью.

 

О том, како град Москва камен поставлен, и о митрополитех. Тогда же замысли преславный град Москву камен поставити,[12] егоже соверши в лѣто 6875, в немже живый добрым подвигом подвизаяся и мудрствуя полезная о души и о всякой духовной совѣсти. Ему же дарова Богъ благия совѣтники и нелестнии собесѣдницы, богоносныя отцы и учители: великаго во святителех преосвященнаго митрополита и чюдотворца Алексия, и преподобнаго игумена Сергия, и Кирила Белозерскаго, и Димитрия, Прилуцкаго чюдотворца,[13] и прочих многих тогда в чюдесѣх просиявших святых отецъ, ихже молитвами и благосовѣтиемъ и своимъ добронравием и благим произволением весь обоженъ бываше. И в сицевых исправлениих преспѣвая и крѣпостию разума предержа земное царство и к небесному выину присягая, плоти угодиемъ не отяхчашеся и, яко кормчия крѣпокъ, противу вѣтромъ волны минуя, направляем Вышняго промыслом. Якоже смотряй пророк на Божии стражи,[14] тако и сий смотряше своего царствия.

О том, как воздвигнут был каменный кремль Москвы, и о митрополитах. Тогда же задумал воздвигнуть он в камне славный кремль Москвы, который закончил <строить> в год 6875 (1367), и, живя в нем, в добрых деяниях подвизался и мыслил о пользе своей души и о всяком духовном ведении. А Бог даровал ему благих советников и нелицемерных собеседников, отцов-богоносцев и учителей: великого средь святителей преосвященного митрополита и чудотворца Алексия, и преподобного игумена Сергия, и Кирилла Белозерского, и Димитрия, Прилуцкого чудотворца, и много других просиявших тогда чудесами святых отцов, по чьим молитвам и благим советам, а также и благодаря своему собственному доброму нраву и благой воле сделался он весь обожен. И в таких свершениях преуспевая и держа крепким умом земное царство и небесному всегда оставаясь верным, не отягчал он себя угождением плоти и, как опытный кормщик, шел минуя волны ветрам навстречу, направляем промыслом Всевышнего. Как стоял бдительно пророк на Божией страже, так и сей бдительно смотрел за своим царством.

 

Въ лѣта же она великий чюдотворец, преосвященный митрополитъ Алексий проувидѣ свое к Богу отшествие, и призва к себѣ преподобнаго игумена и чюдотворца Сергия и много нудяше его восприяти престолъ Руския митрополия, и никакоже не може увѣщати его. И тако великий чюдотворец Алексий к желаемому Христу отиде, емуже угоди, от негоже многих чюдес дарованием обогатися; егоже престола приемникъ бысть премудрый митрополит Киприян, родом сербинъ, поставленъ бысть во Цариграде. Тако же поставленъ бысть в том же во Цариградѣ на Рускую митрополию Пимин,[15] переяславский архимандрит. Яко преже сего, наипаче же по сих умножися слава имени боголюбиваго великаго князя Димитрия Ивановича, якоже великаго князя Владимера; и воскипѣ Земля руская в лѣта державства его многою благодатию, якоже обетованная земля Израилю. И страхом государства своего огради всю Землю рускую, и от востока и до запада хвално бысть имя его, от моря и до моря, от рѣк до конец вселенныя превознесеся честь его. (...)

И в те годы великий чудотворец преосвященный митрополит Алексий, предувидев свое отшествие к Богу, призвал к себе преподобного игумена и чудотворца Сергия и много понуждал его восприять престол Русской митрополии, и никак не смог уговорить его. И так отошел великий чудотворец Алексий к желанному Христу, которому был угодником и который обогатил его даром чудотворения; а преемником его престола стал премудрый митрополит Киприан, родом серб, поставлен был в Царьграде. И так же поставлен был в том же Царьграде на Русскую митрополию Пимен, переяславский архимандрит. И как до этого, так еще больше после этого прославилось имя боголюбивого великого князя Димитрия Ивановича, словно великого князя Владимира; и кипела Русская земля в годы его правления многою благодатью, словно обетованная земля Израиля. И оградил он страхом перед своей властью всю Землю русскую, и прославлялось имя его от востока до запада, от моря до моря, от речных источников до всех концов вселенной превозносилась честь его. <...>

 



[1] О житии... блаженнаго... великаго князя и царя рускаго Димитрия Ивановича. — Дмитрий Иванович Донской (1350—1389) — великий князь московский и владимирский с 1359 г. Канонизирован русской церковью. Составитель Степенной книги называет его царем, осовременивая прошлое.

[2] Пагуба царем во Ордѣ... — Борьба различных группировок за престол в Орде началась с конца 1350-х гг., после убийства сыном хана Джанибека Бирбеком 12 своих братьев. Рассказ об усобицах в Орде сохранили летописи, например Никоновская.

[3] ...и царицы Тайдула убиена бысть, юже великий чюдотворец Алексей исцели... — Тайдула — жена или мать хана Джанибека. В 1357 г., заболев, она потребовала помощи митрополита Алексия, сумевшего ее вылечить. Убита в 1360 г. Хызром (Хидырь, Хидыя русских летописей).

[4] Хидыя же царь от своего ему сына Темир-Хози убиенъ бысть. — В 1361 г. Хызра убил его сын Тимур-ходжа.

[5] Темник же его Мамай замяте всѣм царством его, а Темир-Хозя бѣгу ся ят за Волгу и тамо убиен бысть. — Темник (военачальник, буквально: командующий 10 тысячами). Мамай включился в борьбу за власть в Орде в 1361 г.; в том же году был убит Тимур-ходжа.

[6] Мамай же прииде за Волгу на горнюю страну... — После убийства Тимур-ходжи Мамай с ордой ушел в свой улус — Крым, чтобы пополнить свои войска.

[7] И вста иный царь, Кильдибѣк... — Кильдибек — самозванец, выдававший себя за сына Джанибека, захватил власть в Сарае осенью 1361 г. Убит летом 1362 г.

[8] В Сараи же тогда именовашеся царь Амурат. — Амурат — по сообщениям летописей, следующий хан Орды.

[9] Преставление великие княгини Александры. — Жена московского князя Ивана Красного, мать Дмитрия Донского Александра умерла в 1364 г., приняв иноческий постриг под именем Марии; похоронена в соборе Спасского монастыря в Москве.

[10] Брак державнаго Димитрия. — Дмитрий Иванович женился в январе 1367 г.

[11] ...невѣсту от Суждалския земля, дщерь великаго князя Димитрия Костянтиновича... княжну Евдокию... — Дмитрий Константинович (1323/24—1383) — князь суздальский с 1356 г., князь суздальско-нижегородский с 1365 г. Сначала был противником великого князя Дмитрия Ивановича, затем помирился с ним и выдал за него замуж свою дочь Евдокию (ум. в 1407 г.).

[12] Тогда же замысли... град Москву камен поставити... — По сведениям летописей, белокаменный московский Кремль — первая каменная крепость на Северо-Востоке Руси — был заложен в 1367 г.

[13] ...чюдотворца Алексия, и преподобнаго игумена Сергия, и Кирила Белозерскаго, и Димитрия, Прилуцкаго чюдотворца... — Митрополит Алексий, по завещанию великого князя Ивана Ивановича был регентом при малолетнем Дмитрии. Сергий Радонежский (ок. 1322—1392) — основатель и игумен Троицкого монастыря, знаменитый церковный и политический деятель (см. его житие в наст. изд., т. 6). Кирилл Белозерский (1337—1427) — основатель Кирило-Белозерского монастыря, последователь Сергия Радонежского (см. его житие в наст. изд., т. 7). Дмитрий Прилуцкий (ум. в 1391 г.) — основатель Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой, сподвижник Сергия Радонежского.

[14] ...смотряй пророк на Божии стражи... — Имеется в виду пророк Аввакум (ср.: Авв. 2, 1: «на стражу мою встал я»). Ср. начало ирмоса 4-й песни пасхального канона.

[15] ...егоже престола приемникъ быстъ... митрополит Киприян... поставленъ бысть во Цариграде. Тако же поставленъ бысть в том же во Цариградѣ на Рускую митрополию Пимин... — В 1376 г. константинопольский патриарх поставил Киприана (ум. в 1406 г.) митрополитом киевским и литовским с правом наследования после смерти Алексия и митрополии «всея Руси». Князь не признал его прав и стал побуждать Константинополь благословить как преемника Алексия Митяя-Михаила, своего духовника и печатника, но безуспешно. Источники сохранили рассказы о том, что сам Алексий старался уговорить занять после него митрополичью кафедру Сергия Радонежского, но также безрезультатно. После смерти Алексия Киприан летом 1378 г. добрался до Москвы, но был задержан и выдворен за рубеж. Михаил-Митяй отправился на посвящение в Константинополь, но в пути внезапно умер (в 1379 г.). Сопровождавшие его послы обманом и подкупами добились утверждения митрополитом «всея Руси» участника посольства Пимена, переяславского архимандрита. Но князь Дмитрий Иванович отказался принять Пимена и в 1381 г. примирился с Киприаном.