Минимизировать

СКАЗАНИЕ О ЧЮДЕСАХ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ

Подготовка текста, перевод и комментарии В. П. Гребенюка

Текст:

О ЧУДЕСЕХ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦА ВОЛОДИМИРЬСКОЙ ИКОНЫ

О ЧУДЕСАХ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

Яко бо солнце створи Богъ, не на едином мѣстѣ постави, егда свѣтить, обиходя всю вселеную, лучами освѣщаеть, тако же и сии образ образ Пресвятыя Владычица нашея Богородица Приснодевы Мария не на едином мѣстѣ чюдеса и дары исцелениа истачаеть, но обьходящи вся страны и мира просвѣщаеть и от недугь различьных избавляет.

Как Бог сотворил солнце, не на одном месте поставил его сиять; в своем движении оно всю Вселенную лучами освещает, — так и этот образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте чудеса и дары исцеления источает, но, обходя все страны, весь мир просвещает и от недугов различных избавляет.

 

Князю же Андрѣю хотящю княжити на Ростовьскую землю,[1] и нача бесѣдовати о иконах. Повѣдоша ему икону Вышѣгорода въ женьском манастыри Пресвятыя Владычица нашеа Богородица,[2] яко 3-жды ступила с мѣста. 1-е внидоша въ церковь и видѣша ю средѣ церкви особѣ стоящю, и поставиша ю на ином мѣстѣ. 2-е видиша ю, обратившюся къ олтареви лицемь, и ркоша, яко въ олтари хощеть стояти. Поставиша ю за тряпезою.[3] 3-е видѣша ю кромѣ тряпезы особѣ стоящю. И иных чюдес множество.

Когда князь Андрей захотел княжить в Ростовской земле, то начал расспрашивать об иконах. Рассказали ему об иконе в Вышеграде в женском монастыре Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которая трижды сходила с места. Впервые, когда вошли в церковь и увидели ее посреди церкви стоящую отдельно, то поставили ее на другое место; во второй раз видели ее, обратившуюся ликом к алтарю, и сказали, что в алтаре хочет стоять. Поставили ее за престолом. В третий раз видели ее отдельно стоявшую вне престола. И других чудес множество.

 

Се слышав, князь рад быть, и приде въ церковь и начать смотрити по иконам. Си же икона, яко прешла бѣ всѣхъ образовъ, видѣвъ ю, припаде на земли, моляся и глаголя: «О Пресвятая Богородице Мати Христа Бога нашего, аще хощеши ми заступница быти на Ростовьскую землю посѣти новопросвѣщеныя люди, да въ твоей вся си воли будуть».

Услышав об этом, князь рад был, и пришел в церковь, и начал осматривать иконы. Увидев же сию икону, которая превзошла все образы, припал к земле, молился и говорил: «О Пресвятая Богородица, матерь Христа Бога нашего, если хочешь мне заступницей быть в Ростовской земле, посети новопросвещенных людей, да будут все в твоей воле».

 

И тогда вземь икону поѣха на Ростовьскую землю, поимъ и крилось со собою. Ѣдущю же ему путемь, поя собѣ проводника, и приѣха к рѣцѣ Возузѣ,[4] и видѣвъ ю, наводнившюся, нужею посла человека въ рѣку пытать броду. И яко вниде в рѣку на кони и погрязе во дно. Князь же начать молитися ко иконѣ Пресвятыя Владычица нашеа Богородица и Приснодевици Марии, яко повиненъ есмь смерти его: «Госпоже, аще не ты избавиши». И се бысть намного молящюся ему, абие изиде среди рѣкѣ члък онъ[5] на кони, и батог в руцѣ, и приѣха на брег. Князь же радъ бысть видѣвый. И одаривъ, отпусти восвояси. Се же бысть первое чюдо Пресвятѣй Богородици.

И тогда взял икону и поехал в Ростовскую землю, взял и причт с собою. На время пути прихватил с собой проводника и приехал к реке Вазузе, и, увидев, что она полноводна, приказал послать человека искать броду в реке. Когда тот въехал на коне в реку, то погрузился на дно. Князь же начал молиться иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: «Виноват буду в смерти его, Госпожа, если ты не спасешь!» Горячо взмолился он, и случилось так, что тотчас появился посреди реки этот человек на коне с палкой в руке и выбрался на берег. Князь же, увидев его, обрадовался. И, одарив его, отпустил восвояси. И это было первое чудо Пресвятой Богородицы.

 

Чюдо 2-е.

Чудо 2-е.

 

Князю же сушу на Рогожьских полех,[6] се же Микулиная попадья ѣха на колѣхъ съ снохою своею. Бывшима же има на истоцѣ, и соидоста с колъ. Бѣ бо попадья Микулиная нетуня. Яко хотѣша минути конь, и нападе бѣсъ на конь. И зби повозника съ себе, и ногу ему изломи. И порази попадью Микулину передними ногами. И завертьшася ему копыта в корътлѣ,[7] и се на многъ час ядяшеть ю. Мнѣша бо ю мертву сущю и възвѣстиша попу Микули, яко: «Попадья твоя мертва есть». Он же, възрѣвъ на икону Пресвятыя Богородица, и рече: «Госпоже Пречистая Владычице, аще ты не избавиши ея от смерти, се уже мертва есть». Конь же истеръ нозѣ ис корьтля и бѣжа в лѣсь и завивъся и ста. Въспросиша ю о яденьи коня, и рече, яко сдрава есмь молитвами Пресвятыя Богородица, жал ми увисла же отлогъ,[8] еже изьѣде конь.

Когда князь был на Рогожских полях, жена попа Микулы ехала на повозке со своею снохою. Доехав до истока, сошли с повозки. А попадья Микулина была непраздна. Хотела она пройти мимо коня, и напал на коня бес. И сбросил повозника с себя и ногу ему сломал. И ударил попадью Микулину передними копытами. И запутались копыта в ее одежде, и он ее сильно покусал. Подумали даже, что она умерла, и сказали попу Микуле: «Попадья твоя умерла». Он же, обратившись к иконе Пресвятой Богородицы, сказал: «Госпожа Пречистая Владычица, если ты не избавишь ее от смерти, то будет она мертва». А конь выдернул копыта из одежды, убежал в лес, и запутался, и стал. Спросили ее об укусах коня, и ответила попадья, что: «По молитве Пресвятой Богородицы жива и здорова. Жаль мне только бахромы на накидке, изжеванной конем».

 

Приѣхав Володимерь благородный князь Андрѣй и созда церковь во имя Пресвятыя Богородица,[9] украсивъ ю всякимъ благочестиемь. И постави в ней чюдотворную икону Пресвятѣй Владичици нашей Богородици.

По приезде во Владимир, благородный князь Андрей создал церковь во имя Пресвятой Богородицы, украсив ее с подобающею честию. И поместил в ней чудотворную икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

 

Чюдо третьее.

Чудо 3-е.

 

По преходи же нѣколика времени человек нѣкто болѣ огненою болезнию. В той же болѣзни онѣми, и рука ему усше. Въстав же от болезни, начать помавати рукою здравою. Мняхуть, бо яко хочеть ко святому Николѣ, бѣ бо близь ту святый Никола церковь.[10] И привезоша ко святому Николи. И помаваше мимо церковь, и не уразумѣша. Онь же самъ правяше собѣ въ град къ Святѣй Богородици. И приде въ церковь Святыя Богородица на завътренюю. И ставъ въ церкви Святыа Богородица противъ олтаря и на конець завътренни паде. И мнѣша, яко лихою болестью палъся есть, извлекоша и въ притворъ,[11] и ту лежащю ему до обѣдни. И въставъ начать сказывати, како видѣ Святую Богородицю, идущю къ собѣ со мѣста, и рече: «видих ю близ себе и падохъ, и пакы не видѣхъ». А бѣ бо не знакомитъ человекъ той. И начаша литургию святую пѣти. Он же вниде въ церковь и нача молитися ко иконѣ Пресвятыи Богородица и яко хотѣ целовати икону Пресвятѣй Госпожи Владычици нашей Богородици. И стяжа ко иконѣ руку болную. Госпожа же Богородица Святая рукою своею яты и за руку его. Князю сущю Андрѣю и попу Нестеру и множьству людемь видящим въ церкви. Се же бысть от начала и до конца литургиа. Нестеръ же попъ съзва клирос и повелѣ облачитися в ризы имъ. Вземше же кресты обоидоша трижды церковь. Он же сѣдяше въ церкви простъ. Попъ же сътвори праздникъ позва к себѣ князя и бояре и исцелившаго одаривше и пустиша. И бысть радость велика въ градѣ Володимерѣ того дни.

Через некоторое время человек некий заболел горячкою. От болезни этой он онемел и рука его усохла. Оправившись от болезни, начал делать он знаки здоровой рукой. И подумали, что хочет ко святому Николе, потому что близко находилась церковь святого Николы. И привезли его ко святому Николе. И он дал знак рукой, чтобы ехали мимо церкви; и не поняли его. Он же сам направил лошадей в город ко святой Богородице. И прибыл в церковь святой Борогодицы к заутрене. И стал в церкви святой Богородицы напротив алтаря, и в конце заутрени упал. И подумали, что упал он от тяжелой болезни; вынесли его в притвор, и лежал он здесь до обедни. Придя в себя, он рассказал, что видел святую Богородицу, сошедшую с места к нему, и сказал: «Видел ее вблизи и упал, а больше не видел». А человек тот не был именит. И начали петь святую литургию. Он же вошел в церковь и начал молиться перед иконой Пречистой Богородицы и хотел поцеловать икону Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы. И приложил к иконе больную руку. Владычица Святая Богородица своею рукою взяла его за руку. И это видели бывшие в церкви князь Андрей и поп Нестор и множество людей. И продолжалось сие от начала и до конца литургии. Поп Нестор созвал причт и повелел облачиться в ризы. Взяли кресты и трижды обошли церковь. Он же один сидел в церкви. Поп же сотворил праздник, позвал к себе князя и бояр, а исцелившегося одарили и отпустили. И была в тот день в городе Владимире великая радость.

 

Чюдо 4-е.

Чудо 4-е.

 

По нѣколицѣх же временехъ пришедшу празднику Госпожину дьни,[12] князь же Адрѣй на канонѣ стояше въ церквѣ пѣнья ликы сътворяя, а срдцемь боляше, бѣ бо княгини его боляши дѣтиною болѣзнию: два дни напрасно болящи. Яко по канонѣ бысть омывше водою икону Пресвятыя Богородица,[13] посла къ княгинѣ. Она же вкуси воды тоя и роди дѣтя здраво, и сама бысть здрава томъ часѣ молитвами Святыа Богородица.

Через некоторое время подоспел праздник Госпожин день. Князь же Андрей стоял в церкви на утрене и пел со всеми, а сердце у него болело, потому что княгиня его не могла разрешиться ребенком: дня два тяжко мучилась. По окончании службы он омыл водою икону Пресвятой Богородицы и ту воду послал княгине. Она же выпила этой воды и родила здоровое дитя, и сама стала сразу здоровою по молитвам святой Богородицы.

 

Чюдо 5-е.

Чудо 5-е.

 

Нѣчий диаволимъ научением створше чародѣйства въ яйцѣ. И отроча, взем, изъѣде. И бысть ему изметъ золъ на очеси его: изиде яко облакъ изъ ока его и леже на лици, и глаголахуть же, яко умрет отроча. Овии глаголаху, яко око не будет. И омывше водою икону Пресвятѣй Богородици, принесоша ему, якоже помазаша и водою, и провалися изиде от него болѣзнь, и бысть здравъ, и око его цѣло бысть.

Некто по наущению дьявола сотворил волшебство с яйцом. А отрок, взяв его, съел. И был ему большой ячмень на глаза: изошло вроде облака из глаза его и вытекло на лицо. И сказали, что умрет отрок. Другие же сказали, что лишится глаза. И омыли водою икону Пресвятой Богородицы и принесли ему воду, помазали водою — и опал <ячмень>, и ушла болезнь, и стал здоров, и глаз его не повредился.

 

Чюдо 6-е.

Чудо 6-е.

 

Боляшеть нѣкая жена в Муромѣ срдчною болѣзнию, и слышавши от Святѣй Богородици бываемая чюдеса. И посла въ Володимир кузнь свою къ Святѣй Богородици въ клиросъ и воды взяти отъ Святыа Богородица иконы. И яко принесоша воду, въкусивши, и бысть здрава, и нача нечюти сердечьныя болѣзни.

Некая жена в Муроме болела сердечною болезнью. И услышала об иконе святой Богородицы, от которой происходят чудеса. И послала причту к святой Богородице во Владимир украшения свои и попросила воды от иконы святой Богородицы. И когда принесли воду, то выпила, и сразу выздоровела, и перестала чувствовать сердечную болезнь.

 

Чюдо 7-е.

Чудо 7-е.

 

В Руском Переяславлѣ въ Славятинѣ манастыри Жидяславля дщи именемъ Мариа[14] пострижеся. За добродѣтелное еа житие даша ей игуменьство въ своего еи дѣда манастыри. И разболѣвшись очною болѣзнию и ослѣпе, и присла попа къ брату своему Борису. Борисъ же въпроси и о сестре своей. И онъ рече: «Разболѣвшися очною болѣзнию и ослѣпе, и тако водять ю се третее лѣто». Борисъ же, призвавъ попа именем Лазаря, моли и, да ми принесеши воду, омыв икону Святыа Богородица. И попъ шед, и принесе воду. Борисъ же, воду ту святую влив в вощаницю[15] и запечатавъ, посла и в Рускый Переяславль к сестрѣ своей. Попъ же, приѣхавъ, повѣдаше ей бывамая чюдеса от святыа иконы водою. Она же радовашеся душею и рече попови: «Кое ми принесеши воды тоя». Попъ же повѣда ей у себе воду. Она же вкуси воды тоя и очи помаза, томъ часѣ прозрѣ, яко неболѣвши очима. Се же бысть Святѣй Богородици велие чюдо Володимерьской.

В Русском Переяславле в Славятине монастыре постриглась Мария, дочь Жидяслава. За добродетельную жизнь дали ей игуменство в монастыре, основанном ее дедом. И заболели у нее глаза, и она ослепла, и прислала попа к брату своему Борису. Борис же спросил его о своей сестре. И он отвечал: «Разболелись глаза ее, и она ослепла, и уже третье лето как водят ее». Борис же позвал попа по имени Лазарь и попросил его, чтобы принес ему воду от омовения иконы святой Богородицы. И поп пошел и принес воду. Борис же ту воду святую влил в сосудец, крепко закрыл его и послал в Русский Переяславль к своей сестре. Поп же, приехав, поведал ей о чудесах, происходящих от воды, взятой от святой иконы. Она же возрадовалась душою и сказала попу: «Когда принесешь мне той воды?» Поп же сказал, что у него есть вода. И она выпила воды и помазала глаза, и тот час прозрела, как бы и не болели у нее глаза. Вот такое было чудо великое от иконы святой Богородицы Владимирской.

 

Чюдо 8-е.

Чудо 8-е.

 

Се же бысть ново чюдо Святѣй Богородици о женѣ именемь Еуфимии. Болѣвши ей срдчьною болѣзнию 7 лет и от многъ искавши ей исцѣлениа и не обрѣте. И призва попа Лазаря и рече: «Имъ бы помощи болѣзни сей». Попъ рече: «аще тя не избавить Святая Богородица, то не избудешь болѣзни сея». Она же, слышавши от него бываемая чюдеса водою от иконы Пресвятыа Богородица, и посла усирязи же и рясы златыя къ святѣй Богородици въ Володимиръ[16] с попомъ, глаголя, да ми принесеть пресвятыа воды тоа. И яко принесе и воду и пит ю, того дни исцѣли от болѣзни, начать ясти и пити въ сладость.

А это было новое чудо святой Богородицы о женщине по имени Евфимия. Она семь лет болела сердечной болезнью и у многих искала исцеления и не обрела. И призвала попа Лазаря и говорит: «Чем бы помочь от сей болезни?» Поп же отвечал: «Если тебя не избавит святая Богородица, то не избавишься от сей болезни». Она же, услышав от него о чудесах, происходящих от воды, взятой от иконы пресвятой Богородицы, послала с попом к святой Богородице во Владимир серьги и золотые подвески, прося, чтобы принес ей пресвятой той воды. И когда принес он воду, то испила ее, и в тот же день исцелилась от болезни, начала есть и пить в сладость.

 

Чюдо 9-е.

Чудо 9-е.

 

А се бысть въ Тфѣри. Нѣкаа жена боляшеть дѣтятем три дни. И приѣха поп Лазарь и навита у них. Она же въспроси попа о здравьи.[17] Он же рече: «Здравы есме нъ не велми, боярыни наша в концинѣ есть». Се же глаголющима, прииде весть от нея: «О, отца, поидита». И рече има: «Не при срамѣ есть, понеже смертна есмь». Попъ же Лазарь рече ей: «Аще не обѣщаешися Святѣй Богородици Володимерьской, и не избудеши». Она же обѣщася и рече попомъ: «Идите отсюду». Повелѣ дати има ясти и пити. Прииде де вѣсть от нея, яко уже родила бѣ сына и сама здрава. И посла златыа косы[18] и усерязи свои къ иконѣ Святыа Богородица в Володимиръ, имиже обѣщалася бѣ.

А это случилось в Твери. Некая жена не могла разрешиться ребенком три дня. Приехал поп Лазарь с еще одним попом и остановились у них. И спросили они священника о здоровье. Он же отвечал: «Здоровы, но не очень, боярыня наша при смерти». Когда они разговаривали, то пришла просьба от нее: «Отцы придите». И сказала им: «Не стыжусь, потому что при смерти». Поп же Лазарь говорит ей: «Если не дашь обет святой Богородице Владимирской, то и не выздоровеешь». Она же обещала и говорит попам: «Выйдете отсюда». Повелела дать им есть и пить. И пришла от нее весть, что уже родила сына и сама здорова. И послала, как и обещала, золотые украшения и серьги свои иконе святой Богородицы во Владимир.

 

Чюдо 10-е.

Чудо 10-е.

 

Князь благородный Андрѣй създа Златая врата къ празднику Святыя Богородица,[19] глаголя къ бояром: «Егда снидутся людие на праздникъ и врата узрят». Бывшу же празднику, и снидеся народ къ вратом, бѣ бо еще не суха извисть въ вратѣх. Абие же вънезапу истръгшися от стѣнъ врата, и падоша на люди, и покрыша 12 мужа. Се же слышавъ, князь Андрѣй начатъ съ въздыханием молитися къ иконѣ Пресвятѣй Богородици: «Госпоже Пречистыа Владычице, аще сих ты не избавиши, азъ бо грѣшний повиненъ быхъ смерти сихъ». И посла боярина своего дати все на потребу мертвымь. Он же приѣхавъ, и вьзяша врата, и видиша всѣх сущих под враты живых и здравыхъ. И, се слышавъ, князь Андрѣй рад бысть. И, се чюдо видѣвше, народ чюдишася.

Благородный князь Андрей построил Золотые ворота к празднику святой Богородицы и сказал боярам: «Когда сойдутся люди на праздник, то врата увидят». Когда наступил праздник и сошелся народ к воротам, то тогда еще не высохла известь во вратах. И внезапно отвалились ворота от стен и упали на людей и завалило двенадцать человек. Когда об этом услышал князь Андрей, то начал с воздыханием молиться пред иконой пресвятой Богородицы: «Госпожа Пречистая Владычица, если ты не спасешь их, то я, грешный, буду повинен в их смерти». И послал боярина своего дать все потребное на погребение мертвых. Когда же боярин приехал и подняли ворота, то увидели всех, бывших под вратами, живыми и здоровыми. И это услышав, князь Андрей был рад. И, видевши сие чудо, народ дивился.

 



[1] Князю же Андрѣю хотящю княжити на Ростовьскую землю... — Князь Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1110—1174 гг.) без согласия своего отца Юрия Долгорукого в 1155 г. покинул свой удел в Вышгороде и переехал в Ростово-Суздальскую землю.

[2] Повѣдоша ему икону Вышѣгорода въ женьском манастыри Пресвятыя Владычица нашеа Богородица...— Вышгород — центр удельного княжества на правом берегу Днепра в 18 км от Киева. Князь Андрей получил его во владение от своего деда в 1149 г., но вскоре вместе с отцом Юрием Долгоруким был изгнан из Киевской земли, а в 1154 г. снова занял княжеский стол в Вышгороде. Икона Богоматери была принесена из Византии вместе с иконой Богоматери Пирогощей, вероятно, во второй четверти XII в.

[3] Поставиша ю за тряпезою. — Трапеза — престол, алтарный жертвенник.

[4] ...приѣха к рѣцѣ Возузѣ... — Вазуза — правый приток Волги.

[5] ...члък онъ... — Добавлено по Собранию Егорова, в рукописи нет.

[6] Князю же сущу на Рогожьских полех... — Древнее село и волость Рогож, затем город Богородск, ныне Ногинск Московской обл.

[7] ...в корътлѣ — верхней женской одежде типа халата с длинными, широкими рукавами, в зимнее время подбивалась мехом.

[8] ...жал ми увисла же отлогъ. — Отлог (видимо, от южнорусского видлога)— название пришивного κ верхней дополнительной одежде типа откидного колпака или башлыка. Увисла — вероятно, кожаная бахромчатая оторочка «видлоги». Эти объяснения, высказанные Η. Η. Ворониным (Воронин НН. Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в. // Византийский временник. М., 1965. Т. XXVI. С. 180—218), подтверждают миниатюры Лицевого свода, посвященные «Сказанию об иконе Владимирской Богоматери» XVI в., на которых изображена попадья Микулина со снохою, в их одеждах различимы корътль, увисла, отлог.

[9] ...и созда церковь во имя Пресвятыя Богородица... — Успенский собор строился с 1158 по 1160 г.

[10] ...бѣ бо близь ту святый Никола церковь. — Во Владимире за Золотыми воротами находилась деревянная церковь Николы Галейского.

[11] ...извлекоша и въ притвор... — Сказание упоминает действительно существовавшую часть храма — притвор Успенского собора, который исчез при реконструкции собора в 1185—1189 гг., что еще раз подтверждает раннее время возникновения Сказания (Воронин Η. Η. Из истории... с. 197).

[12] ...празднику Госпожину дьни... — Успенье пресвятой Богородицы.

[13] ...омывше водою икону Пресвятыя Богородица... — Омовение водою чудотворных икон, которые таким образом передавали свою чудотворную силу, было известно на Руси и в Византии. При написании списка чудотворной Иверской иконы Богоматери на Афоне для растворения красок использовали омовенную воду с чудотворной иконы — святыни Иверского монастыря. Известен специальный чин «омыти мощи святых потребы ради», перевод его приписывается митрополиту Киприану. Об освящении воды посредством омовения мощей и икон и употреблении ее для исцеления от болезней повествуют Стоглав и Домострой. Β народной традиции был распространен обычай употребления при недугах воды, слитой с благословенной родительской иконы (Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу, т. II, М., 1868, с. 189). Β Сказании об Ахтырской иконе Богоматери говорится, что сама Богоматерь, явившись во сне священнику, поведала ему, что водою, омовенною с Ее иконы, получат исцеление страдающие лихорадкой.

[14] Β Руском Переяславлѣ въ Славятинѣ манастыри Жидяславля дщи именемъ Мариа...— Переяславль Русский — столица Переяславльского княжества, ныне г. Переяслав-Хмельницкий в Киевской области. Воевода Андрея Боголюбского Борис Жидислав упоминается в рассказе летописи ο походе Мстислава Андреевича на болгар в 1172 г., после убийства Андрея Боголюбского служил у Глеба Рязанского.

[15] ...воду ту святую влив в вощаницу...— Вощаница — небольшой сосуд, сделанный из воска.

[16] ...и посла усирязи же и рясы златыя къ святѣй Богородици въ Володимиръ... — Усѣрязи — древняя форма названия серег. Рясы златыя — подвески «рясна» с коническим полым верхом и длинными свясающими цепочками.

[17] ...И приѣха поп Лазарь и навита у них. Она же въспроси попа ο здравъи.— Употребление двойственного числа: «навита», «она» и множественного: «И рече попом: идите отсюду» указывает на то, что поп Лазарь приехал вместе с другим попом. Приехавшие осведомились у местного священника ο здоровье, на что он ответил: «здоровы, да не очень — боярыня наша при смерти».

[18] И посла златыа косы... — Златыя косы — женский наголовник наподобие шапочки с обручем впереди, либо косник — украшение девичьей косы в виде бисерной подушечки на пряжке.

[19] ...създа Златая врата къ празднику Святыя Богородица... — Золотые ворота Владимира были построены κ празднику Успения пресвятой Богородицы 15 августа 1163 г.

 

Сказание «О чюдесех пречистыя Богородица Володимирьскои иконы» — одно из произведений Владимиро-Суздальской Руси XII в., которое следует рассматривать в контексте начинаний Андрея Боголюбского, предпринятых для установления почитания Богоматери во Владимире: постройки соборов — Успенского, Рождества Богородицы, Покрова на Нерли, установление праздника Покрова пресвятой Богородицы. Β рукописях указанному произведению предшествует, как правило, «Сказание ο победе над волжскими болгарами» 1164 г., которое некоторые исследователи приписывают самому Андрею Боголюбскому, а другие рассматривают эти два произведения как одно целое. По стилю они существенно отличаются: «Сказание ο победе над волжскими болгарами» более тесно связано с литературной традицией, книжным каноном, в нем присутствуют библейские параллели и реминисценции, тогда как «Сказание ο чудесах Владимирской иконы Богородицы» выделяется простым разговорным языком, диалоги героев выразительны, текст наполнен бытовыми реалиями XII века, а в описании чудес не наблюдается зависимости от литературного канона.

Создавалось «Сказание», несомненно, на основе записей клира Успенского собора (здесь не один раз упоминаются поп Микула, поп Нестор, поп Лазарь).

Инициатива создания «Сказания» исходила, вероятнее всего, от самого князя Андрея Боголюбского, видевшего в иконе Богоматери державную заступницу создаваемой им новой столицы Северо-Восточной Руси. Сам Андрей был свидетелем более половины чудес, записанных в сказании, а одно из них, носящее глубоко интимный характер (о переживаниях, связанных с болезнью его жены), несомненно, могло быть услышано и записано только от него самого. Трудно предположить, чтобы κ моменту создания «Сказания» было уже известно ο победе над болгарами в 1164 г., происшедшей также при покровительстве Богоматери через ее икону, иначе это чудо, несомненно, попало бы в «Сказание». Однако «Сказание» заканчивается чудом ο Золотых воротах, когда пали только что построенные Золотые ворота и придавили жителей Владимира, собравшихся посмотреть на их красоту. Постройкой Золотых ворот (1163 г.) и походом на болгар (1164 г.) определяется время создания «Сказания».

Начинается «Сказание» со сравнения иконы Богоматери с солнцем, обходящим и обогревающим всю Вселенную. Сравнение должно было показать, что милость Богоматери вместе с ее иконой переходит на новые земли, κ новым людям. Замыслив идти на Север, Андрей начинает расспрашивать об иконах, потому что на новом месте ему нужна будет чтимая Заступница. Рассказ об иконе Вышеградского женского монастыря, которая трижды сходила с места, привлек его внимание. Β православной традиции известно немало случаев, когда икона сама выбирала себе место, чудесно переносясь из Палестины в Константинополь, из Константинополя в Рим, а затем обратно в Константинополь. Сказания об этом получили особое распространение в период упрочения иконопочитания, особенно это коснулось икон Богоматери в Константинополе и на Афоне. Β качестве примера можно привести историю Иверской иконы Богоматери на Афоне, которая, как гласит легенда, неоднократно сходила с места, пока монахи не догадались, что Богоматерь желает, чтобы ее икона стала Вратарницей, то есть была помещена в башню над вратами монастыря и служила ему защитой.

Андрей, по «Сказанию», не уносит икону из своего удельного княжества, а смиренно, на коленях перед иконой, просит Богоматерь посетить «новопросвѣщеныя люди» и быть ему заступницей в Ростовской земле. Совершившиеся во время пути чудеса: спасение завязшего в речном дне проводника, избавление попадьи от сбесившегося коня — должны показать читателю, что дело, предпринятое Андреем Боголюбским «безъ отнѣ волѣ», находится под покровительством Богоматери. Интерес представляют не только легендарно-политические мотивы предпринятого пути на Север, но и сам реальный путь следования, ο чем мы можем догадываться по тем реалиям, какие представлены в «Сказании». Князь Андрей, его сподвижники и клир Вышегородского храма, который нарочито выделен в «Сказании», направились во Владимир из Киева по Днепру, поднялись почти до его истоков, а отсюда направились κ реке Вазузе и далее κ верховью Москва-реки, чтобы мимо Москвы достигнуть реки Клязьмы, текущей κ Владимиру. Этот довольно длинный путь, избранный князем, вероятно, из-за опасений погони отца, подтверждается реалиями, почерпнутыми из второго чуда, рассказывающего ο спасении Микулиной попадьи. Здесь упоминаются Рогожские поля, которые находились на берегу Москва-реки у села Рогож. Любопытно и географическое распределение чудес, помещенных в «Сказании»: здесь описываются чудеса исцеления, происходившие не только с жителями Владимира и Владимиро-Суздальской земли, но и с жителями Мурома, Твери (первое упоминание в письменности) и даже далекого Переяславля Русского. Совсем не случайным является то, что вместо традиционного абстрактного без времени и места начала рассказа здесь дается точная географическая привязка. Андрею Боголюбскому, стремившемуся превратить Владимир в политический, хозяйственный и духовный центр Северо-Восточной Руси, важно было зафиксировать тот факт, что слава ο чудотворной иконе прошла по всей русской земле.

Икону не только славят все концы русской земли, но иконе шлют подарки. Эти благодарственные приношения иконе имеют под собой также древнюю православную традицию, идущую еще от Иоанна Дамаскина, преподнесшего в память чудесного исцеления своей обрубленной руки серебряный слепок кисти руки, прикрепленный κ иконе Богоматери, получившей название Троеручица. Этот обычай до сих пор широко распространен в Греции и на Афоне. На Руси он большого развития не получил. Уже в XVI в. в распространенной редакции «Сказания об иконе Владимирской Богоматери», которая включила в свой состав все чудеса из сказания XII в., эти эпизоды с приношением подарков иконе исключены.

Текст «Сказания» издается по рукописи последней четверти XV в. из собрания Егорова, РНБ, ф. 98, № 637, лл. 385 об.—390. Исправления внесены по рукописи XVI в. из собрания Егорова, РНБ, ф. 98, № 921, лл. 594—601, и рукописи XVI в. из собрания Московской Духовной Академии, РНБ, ф. 173, № 96, лл. 13—19.