ЦЕДУЛА
КНЯЗЯ АНДРѣЯ КУРБСКОГО ДА КНЯЗЯ ВОЕВОДЫ КИЕВСКОГО
ПИСЬМО КНЯЗЯ
АНДРЕЯ КУРБСКОГО КНЯЗЮ ВОЕВОДЕ КИЕВСКОМУ
И не вѣмъ, откуды сия приключившися вашему величеству. Прислал ми ваша милость книгу от сына Дияволя написану и от явственного неприятеля
Христа нашего, истинней рекше, от антихристова помощника и верного слуги ево сочинену! Мнѣ ваша милость, христианину правоверному, брату своему присяглому,
негли
вмѣсто поминка шлет! О бѣда, воистинну плачю достойна! О нензда[1] преокаяннейшая! В таковую дерзость и стултицею[2] начальници
христианские внидоша, иже не токмо тых ядовитых драконов в домех своих питати и ховати не стыдятся, но и за оборонителей и помощниковъ ихъ себѣ мнимаютъ. И что еще дивнѣйшаго — за духовных бѣсов духовных! Церковь Божию обраняти имъ росказуют и книги сопротив полуверных латиновъ[3] писати имъ повелѣвают! О, заслепления и безумия нашего! Пророкъ глаголет: «Се, дние грядут, будутъ ходити человѣцы во дни, яко в нощи, и во свѣте ходяще, осезати будутъ, яко слепѣцъ, стену».[4]
Не
могу понять, как такое могло случиться с вашей милостью. Прислал мне ваша
милость книгу, написанную сыном Дьявола, сочиненную явным врагом нашего Христа,
а правильнее сказать, помощником Антихриста и его верным слугой! Неужели мне,
правоверному христианину, своему названному брату, ваша милость шлет это в
качестве подарка! О, беда, воистину достойная слез! О, горестная печаль! В
какие дерзости и глупости окунулись христианские начальники, если не только не
боятся кормить и прятать в своих домах таких ядовитых драконов, но и считают их
защитниками веры и своими помощниками. А что удивительнее всего — считают
своими духовными этих духовных бесов! Поручают им защищать Божью церковь и
повелевают писать книги против полуверных латинян! О, наша слепота и безумие!
Пророк говорит: «Идут времена, когда будут люди спотыкаться в полдень, словно
во тьме, и днем будут ощупывать стену, словно слепые».
Кто слышал, и кто видѣлъ от вѣка, волка стража овцамъ поставляти, и ядовитаго аспида дѣткам опекуна[5] творити? Воистинну сие не токмо предивнѣйше, но и тысящу крат горше: учеников Павла Самосацкого и Фотинуса, древних еретиков, давно уже проклятых и попраных от церкве Божии, во православных догматех сияюще, тако и такъ презлых — оборонительми и защитниками поставляти! То се убо, ерѣтицы предреченные и нынешнии, ученицы ихъ, не токмо Сына Божия ото Отча существа отлучаютъ, яко Арий, но и преждевѣчное рождество его, от Отца прият, точию от Марии начало ему полагающе; а пророческим гласом о преждевѣчном рождествѣ его и апостольскимъ проповѣданием не вѣрят и смеются прескверно! А Сына Божия, его глаголют пред простѣйшими и глупыми нашими, аки бы то мѣдом смертоносный яд помазующе и неправду злости своей тощею ихъ правдою покрывающе, яко на удѣ льщение рыбам рыбылов полагает. А такова Сына Божия разумѣют, яко Аарона и Самуила, и протчих человеков, по существу тления рожденных.
Кто
когда-либо слышал или видел, чтобы волка поставляли сторожем для овец, а
ядовитого змея назначали опекуном для детей? Призывать на помощь и делать
своими защитниками последователей Павла Самосатского и Фотина, этих древних,
давно уже проклятых и поверженных еретиков, после которых церковь снова уже
просияла догматами правоверия, — это не просто странно, но в тысячу раз
хуже! Ведь эти их последователи, нынешние еретики, не только подобно Арию
отделяют сущность Божьего Сына от сущности Отца, но и опровергают его
предвечное рождение, воспринятое от Отца, и связывают его начало с Марией;
словам же пророков и проповедям апостолов о его предвечном рождении они не
верят и осмеивают их самым скверным образом! А имя Сына Божьего употребляют,
чтобы во время бесед с теми из наших, кто попроще да поглупее, скрывать этой
худой правдой свою злостную неправду, словно медом смазывая свой смертоносный
яд, и использовать его подобно рыболову, насаживающему на крючок приманку для
рыб. На самом же деле они считают, что Сын Божий такой же, как Аарон, Самуил и
другие люди — смертный человек.
О, государю мой превозлюбленный! Паки не усрамишися и не устыдишся Христа твоего, присносущного, совечного и равного Отцу, Сына Божия, умершаго за нас плотию, искупившаго тя мирочистительною кровию своею? С таковыми дружитися, и собщатися, и ихъ на помощь призывати — подобно не токмо уже преслушавши, и уже негли и возгнушившися пророков и апостолов, ибо пророкъ глаголющь: «Ненавидяших ли тя, Господи, возненавидехъ, и о вразѣхъ твоих изумѣхся? Совершенною ненавистию возненавидѣхъ ихъ, и неприятели быша мнѣ»;[6]
апостол великий вопиет: «Блюдитеся
псов, хранитеся злых дѣлателей, расколовъ неверных»,[7]
«тлят
бо,
— рече, — обычаи добрыя бѣседы злые»;[8]
и инде: «Не вкуси, — рече, — не прикоснись, яже суть во истление».[9]
А любовникъ твой, Мотовило, не токмо во всей прескверной
книзе
своей
фалшивѣ
пророческие словеса выкладает, паче же прескверне и грубно, и в конклюзии[10] тоето книги своей Христа проповѣдует паки преитти, и на тысящу лѣтъ еще тленное житие уставити вѣрнымъ своимъ, и ясти и питии, и под винницами[11] наслаждатися. А сие, подобно, и малые дѣтки вѣдают: гдѣ ядение и питие — тамо и истекание, сиирѣчь в ободва прохода, а и гдѣ истекание — тамо и тление, а гдѣ тление — тамо и дѣторождение. Новый Магмѣте! И еще прегорший — в догматех своих скверныхъ о Христе, нежели Магмет, бо и Магмет во алкоране не таковых о Христѣ и о Рождшей его хуление не полагаетъ, но сполу нѣяка исповѣдует.[12]
О,
мой превозлюбленный государь! Неужели не устыдишься и не усрамишься своего
Христа, Сына Божьего, предвечного, совечного и равного Отцу, умершего за нас
плотью и искупившего твои грехи своей очищающей мир кровью? Дружить с такими и
общаться, и призывать их на помощь — это значит не только не
прислушиваться к сказанному пророками и апостолами, но и погнушаться ими, ибо
вот что говорит пророк: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих тебя, Господи, и
не возгнушаться восстающими на тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они
мне»; а великий апостол восклицает: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей
и происков неверных», «ибо худые сообщества, — говорит, — развращают
добрые нравы»; и еще: «Не прикасайся, — говорит, — не вкушай того, что
истлевает от употребления». А твой любимец Мотовилло, мало того что всюду в
своей нечестивой книге излагает неверно, а прежде всего невежественно и
искаженно, слова пророков, но еще и утверждает в заключении ее, что не было еще
пришествия Христа и оно только ожидается, и устанавливает для своих верных срок
в тысячу лет, чтобы жить растленной жизнью, есть и пить, и наслаждаться под
виноградной лозой. Но ведь даже малым детям известно: где еда и питье —
там и истекание в оба прохода, где истекание — там и тление, а где
тление — там и деторождение. Вот новый Магомет! И даже хуже Магомета со
своими нечестивыми догматами о Христе, потому что даже у Магомета в Коране не
найти подобных ругательств на Христа и Богородицу, которых он наполовину
признает.
А моглъ бы ваша милость тую книгу, сваров и ядов смертоносных
исполненную, дивно святому[13] своему Алексѣю даровати, бо он умѣетъ и тому искусен, яко за едовитые плюховыми[14] словѣсы и нечистыми глаголы равные отдавати. А мнѣ, слузѣ твоему вѣрному и приятелю присяжному, на что сей былъ в доме гной — бо люди из дому гной возятъ? Паче же душевныя и неисцельная гагрина, а по-вашему то «канцер», заразливы и неисцельный, от негоже ужъ мало не вся Волынь заразилася и нѣисцелне болят, скверными
догматы подущати? А писал бы от пророков и апостолов, вкратце бѣручи, на тые бретки того нового Фотинна; но праздно и туне, видѣло ми ся, премудрому Соломону
глаголющему, иже не достоитъ бѣзумным, паче вконецъ растлѣнным, отвѣту;[15]
такъже
и Павел к Тимофѣю: «По первомъ, — рече, — и второмъ наказания,
всякого человѣка еритика отрицатися, вѣдый, яко таковый развратился до конца и согрѣшаетъ, самъ в себѣ осужденъ»[16] — сииречь, поправши
сумнение свое, или совѣсть безсрамне, и ни о комже радяща, всех святых премудрых
учителей выше разумѣти мнящася, о ни толкования ихъ приемлюще, и не имѣюще пред очима страха Божия, на ногою главою, сиирѣчь безстыдне, толкует и выкладает, яко ему видится, яко и словеса его свѣтчат,[17]
называюще римских епископов антихристовыхъ, что есть смѣху и преудивлению достойно пред теми, яже умъ имѣетъ.
А
мог бы ваша милость ту книгу, наполненную ругательствами и смертоносным ядом,
дать своему Алексею, обладающему удивительной святостью и способному умело и по
достоинству ответить на такие ядовитые, полные гнусных и нечестивых слов,
речения. А мне, твоему верному слуге и другу, зачем нужен в доме этот
навоз — ведь люди обычно вывозят навоз из дома? А точнее, зачем нужна эта
душевная неизлечимая гангрена, а по-вашему «канцер», заразный и неизлечимый,
который уже поразил почти всю Волынь, и она неизлечимо больна, развращаемая
скверными догматами? Я бы мог, выбрав немного из слов пророков и апостолов,
опровергнуть бред этого нового Фотина; но напрасно и впустую, мне кажется, были
сказаны слова премудрого Соломона о том, что не подобает беседовать с
безрассудным, а тем более с полным безумцем; и слова апостола Павла к Тимофею:
«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой
развратился и грешит, будучи самоосужден» — то есть, отвращайся того, кто,
отбросив всякий стыд и совесть, не заботясь ни о ком, считая себя умнее всех
премудрых святых учителей, не признавая их учений и не имея никакого страха
Божия, проповедует свои бессмысленные или бесстыдные рассуждения по поводу
римских епископов, которых он считает и называет, как свидетельствуют их слова,
епископами Антихриста, а это странно и смешно всякому, кто имеет ум.
А тую книгу посылал до вашей милости вцеле. А до вашего величества того ради дерзнух написати, ведый тя, иже княжа христианские, от святых и прародителей по роду влекомъ, жалатель праотеческого благочестия, и ктому муж разумен и отчасти во правоверных догматехъ искусенъ еси. Да претерпишь от друга верного, аще, господине, прикре[18] и жестовице обрящется, послѣдующе
премудрого слову: «Лѣпше, рече, лоза приятеля, нежили ласкательные целования вражии»;[19]
и инде: «Обличи, рече, премудра, и возлюбит тя» и протчии; и паки: «Покажи, рече, праведного», сиирѣчь напомяни, «и приложит приимати со благодарением»,[20]
або
завдячно, и прочие. А сего ради,[21]
государю мой, мнѣ зѣло превозлюбленнѣйшъ и прижелательнѣйший, не прогнѣвайся о дерзновенном, яже воистинну любви ради духовныя написано, и приими сие от мене, слуги твоего вѣрного, со христоподобною[22] кротостию. А ктому возвесели
общего царя нашего, Христа, Бога нашего: престани уже дружитися с теми неприятельми[23] его прелукавыми и презлыми, ибо никтоже может другъ царевъ быти, кто с неприятельми его дружбу ведетъ или кто ихъ у себя ховает, яко за днарами[24] змиев. И трикратне молю ти ся: престани, уподобляюся праотецъ твоих ревности благочестия, отжени ихъ ко подобнымъ имъ, «не вкушай, ни прикоснися, яже суть во истлѣние»,[25]
аще
хощеши
Христа
твоего
помощь
в дому
имѣти. Отъжени, глаголю, прелютых и прелукавых ругателей, да будеши от него благословен и возлюбленъ со всемъ домом твоимъ княжацкимъ в тѣмъ вѣце и в грядущемъ. Аминь.
Эту
книгу я отослал вашей милости в полном виде. А написать вашему величеству
решился потому, что знаю тебя как князя, происходящего из святого христианского
рода, как защитника праотеческого благочестия, да к тому же умного и достаточно
опытного в догматах правоверия мужа. Может быть и больно, и жестоко тебе
покажется, но ты стерпи слова верного друга, напоминающего тебе сказанное
мудрецом: «Лучше укоризны от любящего, чем лживые поцелуи врага»; и в другом
месте: «Обличай мудрого, и он возлюбит тебя», и далее: «Дай наставление
мудрому», то есть напомни, «и он с благодарностью приумножит знание», и прочее.
Так не прогневайся, мой любимый государь, за дерзость и прими с достойной
Христа кротостью от меня, твоего верного слуги, это послание, написанное во имя
духовной любви. И обрадуй Христа, твоего Бога и нашего общего царя: перестань
дружить с этими его хитрыми и злыми врагами, потому что не может быть другом
царя тот, кто дружит с его врагами и прячет их у себя за дверями, этих змей.
Трижды прошу тебя: вспомни ревностное благочестие твоих праотцев и остановись,
отошли их к подобным им, «не вкушай, не прикасайся к тому, что истлевает от
употребления», — если хочешь, чтобы помощь Христа была в твоем доме.
Отошли, повторяю, злых и коварных ругателей и будешь им благословен и возлюблен
вместе со всем твоим княжеским домом и в нынешнем веке, и в будущем. Аминь.