Русская литература. Век XVIII. Трагедия

Минимизировать
Отв. ред. Ю.В. Стенник. М.: Худож. лит-ра, 1991.
 
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
 
Отобранные для настоящего издания тринадцать трагедий далеко не исчерпывают всего богатства трагедийного наследия XVIII века. Публикуемые произведения призваны дать общее представление о вкладе ведущих драматургов этой эпохи в развитие русской трагедии, а также показать эволюцию жанра на протяжении XVIII века и у отдельных авторов на разных этапах их творческого пути. Главными критериями отбора служили художественный уровень пьес, степень их популярности у зрителей и типичность стиля трагедий для творческой позиции авторов.
 
Тексты печатаются в основном по прижизненным изданиям или посмертным изданиям и переизданиям XVIII века с учетом в отдельных случаях публикаций, предпринимавшихся современными исследователями (академические издания, в серии «Библиотека поэта. Большая серия»). При наличии автографов и рукописных списков тексты сверялись с ними.
 
Тексты печатаются по существующим ныне нормам правописания. Однако при подготовке пьес текстологи исходили из принципа: любое исправление орфографии и пунктуации произведений XVIII века и приведение их в соответствие с нормами современного литературного языка не должно разрушать стилевой контекст эпохи, в которую эти произведения были созданы. Кроме того, необходимо было сохранить своеобразие произношения трагедийных текстов на сцене XVIII века. Поэтому оставлены формы морфологической парадигматики: падежные окончания в существительных после шипящих и «ц» в творительном падеже (типа: венцем, мечем); окончание прилагательных и причастий женского рода в родительном падеже (драгия, смертельныя); прилагательные в сравнительной степени (зляй, страшняе); правописание основы глаголов и прилагательных типа: ийти, мышлю, приять, собрегу, сумнительный, бесстудный, и т. д. Следует при этом отметить, что отдельные из указанных форм архаического правописания на протяжении столетия не оставались неизменными, но менялись, сближаясь к концу века с современными.
 
Вопросы пунктуации решались в основном в соответствии с современными требованиями, за исключением тех случаев, когда современная система знаков препинания искажает особое, присущее конкретному автору, осмысление интонационных акцентов и пауз в речи драматических персонажей. В подобных случаях необычная для нашего времени система пунктуации иногда сохранялась. В основном сохранялись также нормы XVIII века в написании прописных букв в словах, освященных традицией культурного сознания эпохи.
 
При подготовке издания и при работе над примечаниями учитывались разыскания в данной области, предпринимавшиеся другими исследователями, обращавшимися к жанру трагедии XVIII века: П. Н. Берковым, Л. И. Кулаковой, В. Н. Всеволодским-Гернгроссом, В. А. Бочкаревым, А. В. Западовым и другими, на что даются соответствующие ссылки в тексте примечаний.