Феномен Гоголя

Материалы Юбилейной международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя / Под ред. М. Н. Виролайнен и А. А. Карпова. СПб.: Петрополис, 2011. — 850 с. [pdf 13 mb]

От редакции
I
Ю. В. Манн. Парадокс о Гоголе
В. Е. Багно. Пушкинско-гоголевский период русской литературы
А. С. Янушкевич. Философия и поэтика гоголевского Всемира
М. Н. Виролайнен. Проза Гоголя как поэзия
С. Г. Бочаров. Заколдованное место
Михаил Вайскопф. Гоголь и морфология эротического духовидения в русской романтической традиции
II
И. В. Карташова. Традиции романтической иронии в прозе Н. В. Гоголя 1830-х годов
В. А. Кошелев. «Э, нет, это не моя хата…» (Мотив «хозяева и гости» в произведениях Гоголя)
Е. В. Кардаш. Недра Европы: мотив «подземного мира» в риторике Гоголя
А. В. Тоичкина. Тема ада у Котляревского и Гоголя («Энеида» и «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
Жива Бенчич. Страшное сновидение Ивана Федоровича Шпоньки (Онейрическая поэтика раннего Гоголя)
А. А. Карпов. «Афанасий и Пульхерия» — повесть о любви и смерти
В. Я. Звиняцковский. Историческое ядро «Миргорода» в свете художественно-мифологических установок XVIII – первой трети XIX века и документированной истории Украины. Статья 2. Исторические реалии в «Вие»
Михал Оклот. Истерия, бесконечность и глупость. Искушение святого Хомы
И. В. Александрова. «Нет повести печальнее…» («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя и комедия А. А. Шаховского «Ссора, или Два соседа»)
Светлана Евдокимова. Слово и значение: «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Л. В. Дерюгина. Гоголь и Батюшков: мотивы «Опытов в прозе» в «Арабесках»
В. Д. Денисов. К творческой истории «Нескольких слов о Пушкине»
Г. А. Тиме. «Луна ведь обыкновенно делается в Гамбурге…» (Ганзейские реминисценции в творчестве Гоголя)
Н. И. Михайлова. О возможном источнике повести Н. В. Гоголя «Нос»
Л. И. Сазонова. Повесть Гоголя «Портрет» и средневековая легенда о художнике
О. Г. Дилакторская. Н. В. Гоголь и А. А. Иванов (к вопросу об эстетической концепции)
И. П. Смирнов. У Петровича
Евгений Сошкин. Диалог «Федон» как метасюжетный источник «Шинели»
К. Г. Исупов. Сравнительная урбанистика Гоголя
Л. Н. Полубояринова. Николай Гоголь и Вальтер Беньямин: к эстетике собирательства
Е. И. Анненкова. Записные книжки Гоголя: материя жизни и творчества
П. В. Михед. Гоголь и сен-симонизм
В. М. Маркович. Некоторые парадоксы книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями»
И. В. Лукьянец. Автобиографическая проза Гоголя и Руссо как речевое высказывание, или Диалог двух исповедей
Ю. В. Балакшина. «Авторская исповедь» Н. В. Гоголя: парадоксы жанра
Л. А. Орехова. Гоголь и Княжевичи
III
С. А. Фомичев. «Мертвые души»: инерция замысла и динамика откровений
В. И. Тюпа. Хлестаков и Чичиков в отношении к романтическому концепту «Я»
Витторио Страда. Гоголь и поэтика путешествия
Карла Соливетти. Динамика и статичность в кривом зеркале «Мертвых душ»
В. Ш. Кривонос. Символическое пространство в «Мертвых душах» Гоголя
А. Х. Гольденберг. Архетипические сюжеты в экфрасисе Гоголя
Чинция Де Лотто. Заметки о танатологии Гоголя
Джакома Страно. Герой и антигерой, роман и антироман (по поводу XI главы «Мертвых душ»)
С. А. Кибальник. Криптопародии Гоголя и Достоевского на «письмо Белинского к Гоголю»
И. А. Зайцева. «Немногие исключения» (о некоторых особенностях черновых автографов «Мертвых душ»)
Н. Л. Виноградская. «…Выше всякой грамматики» (из истории второго издания «Мертвых душ»)
Г. В. Самойленко. Неизвестный список второго тома «Мертвых душ» Н. В. Гоголя
IV
Е. Г. Падерина. Современные проблемы изучения драматургии Гоголя
Ясмина Войводич. Мужская роль — женское исполнение (постановка «Ревизора» в загребском театре Гавелла)
Е. Е. Дмитриева. «Мертвые души инсценировать нельзя» (проблема инсценировок «Мертвых душ»)
V
В. В. Иванцов. «Официальный шаг к существенной и серьезной действительности» («Женитьба» в «Обломове»: формы присутствия)
С. Д. Титаренко. Мистические аспекты жизни и творчества Гоголя в интерпретации русских символистов
А. М. Грачева. Гоголевский концепт красоты и русский модернизм
О. Н. Кулишкина. Розанов о Гоголе: содержание vs форма
О. С. Муравьева. Два юбилея (Пушкин, Гоголь и русское общество)
Н. Ю. Грякалова. ХХ век открывает Гоголя (Гоголевские дни 1909 года)
Н. А. Карпов. Гоголевские традиции в творчестве сатириконцев
О. Р. Демидова. «Гоголевский текст» Бориса Зайцева
Н. А. Гуськов. Смерть Гоголя и ранняя советская литература
Ю. Я. Барабаш. «Гоголевское эхо» в творчестве украинских писателей «Расстрелянного возрождения» (1920–1930-е годы)
Рита Джулиани. «Рим, человек, бумага»: Гоголь и Бродский
Клод де Грев. Восприятие Гоголя во Франции на рубеже XX и XXI веков (1980—2009)
VI
Е. А. Шрага. Гоголь в прочтении Тынянова: научное описание и художественная практика
А. Н. Неминущий. «Телесная поэтика» Гоголя в интерпретации Ю. Н. Тынянова
М. К. Наенко. Творчество Гоголя в немецкоязычных работах Дмитрия Чижевского
А. С. Киченко. Творчество Гоголя в наследии Ю. М. Лотмана: проблемы семиотической интерпретации
VII
А. С. Шолохова. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя в английских и немецких переводах: безэквивалентная лексика
О. А. Светлакова. Два испанских перевода «Записок сумасшедшего»: преимущества и потери разных переводческих стратегий
Клара Страда. Клементе Ребора и Томмазо Ландольфи как переводчики «Шинели»