КАРИН Александр Григорьевич

КАРИН Александр Григорьевич [ум. 22 IX (2 X) 1769, Саратов]. Старший брат Н. Г. и Ф. Г. Кариных. Был записан в лейб-гвардии Конный полк и в 1756, уже в чине квартирмейстера, отправлен для обучения в Унив. гимназию. Вместе с др. шестнадцатью дворянскими юношами (в числе их был и его брат Николай), которые «наибольше прилежностию своею себя перед прочими оказали», 27 июля 1757 представлялся в Петербурге ко двору. С 1760 некоторое время занимался в университете, где познакомился с Д. И. Фонвизиным. Ип. Ф. Богданович вспоминал, что К. был одним из подающих надежды студентов. По отзыву современника, основанному, видимо, на личных впечатлениях, К. был «превеликим любителем словесных наук, искусным довольно в некоторых иностранных и в своем природном языке», и «имел немалое просвещение и библиотеку из наилучших иностранных и российских книг» (Новиков. Опыт словаря (1772)). Д. И. Хвостов, племянник К., к которому перешла библиотека, насчитывал в ней 3000 томов (ИРЛИ, ф. 322, № 75, л. 66).

Начало литературного творчества К. связано с организованным М. М. Херасковым при Моск. ун-те театром. 16 июля 1759 на нем была представлена в переводе К. «Драма комическая на музыке» К. Гольдони «Граф Карамелли, или Ночной барабан» (изд. 1759; текст параллельно на рус. и ит. языках). Ит. оригинал восходит, видимо, к комедии Дж. Роччелаи «Tamburo» (1750), в свою очередь являющейся переделкой пьесы Ф.-Н. Детуша «Le tambuor nocturne, ou Le mari devin» (1736; пост. 1759 — в рус. пер. А. А. Нартова под назв. «Привидение с барабаном, или Пророчествующий женатый»; изд. 1764).

Первая оригинальная пьеса К. появилась не ранее 1764 и хронологически предшествовала «Бригадиру» Фонвизина; темой (сатира на галломанию) она связана с комедией «Русский француз» И. П. Елагина и написана в манере «преложения» иностранных сочинений на рус. нравы. Назв. пьесы в разных источниках варьируется. Указывалось, что К. — автор комедии в 5-ти д. «Русские <или россияне>, вернувшиеся из Франции», которая «довольно хороша для начинающего» (Лейпцигское известие (1768)). Новиков говорит, что К. «сочинил комедию “Россиянин, возвратившийся из Франции”» которая «хотя и довольно похваляется, но в свет еще не издана» (Новиков. Опыт словаря (1772)). Известно о представлении 29 авг. 1789 комедии К. в 1-м д., 23-х явл. «Русский француз» (режиссерский экз. — СПбГТБ, 1.20.3.1З; на бумаге 1785; с многочисленными дополнениями и пометами И. А. Дмитревского).

По убедительному предположению К. В. Пигарева и П. Н. Беркова, это приспособленный для сцены сокращенный вариант первоначальной «большой» комедии К. В центре пьесы образы двух дворян — графа Пусторечина и Благоразумова; оба вернулись из Парижа, но по-разному воспользовались поездкой в Европу. Пусторечин усвоил щегольство и неуважение ко всему русскому (подражателей себе он находит и в России); Благоразумов же за границей учился и намерен применить свои знания на родине. По сюжету пьесы недостойный Пусторечин посрамлен, и молодая вдова Прекраса отдает руку Благоразумову. В отличие от др. современников К., т. о., трактует тему зап. влияния альтернативно; наряду с сатирой на бездумное увлечение иностранным он отстаивает пользу заграничных путешествий с серьезными целями и пытается нарисовать образ положительного героя. Известно также, что К. «начал было писать трагедию, но, не докончав оной, умер» (Новиков. Опыт словаря (1772)). Евгений Болховитинов в своем «Словаре» сообщает, что трагедия носила назв. «Антигона».

К. довольно активно сотрудничал в журнале М. М. Хераскова «Полезное увеселение» (1760 — май, июнь, авг., нояб., дек.; 1761 — март, май, июль, дек.). Здесь появились стихотворения «Сон» (пер. из А. Дезульер), элегия 42 Овидия (одновременно с пер. из Овидия В. Д. Санковского), переложения псалмов 122—125, две стихотворные молитвы (параллельно с перелож. А. А. Нартова), «Ода о суете мира», «Стансы», притча. Еще две притчи были напечатаны в «Своб. часах» (1763. Март). В стихотворении «Сон. Храм добродетели» (Полезное увеселение. 1761. Ч. 4. Дек.) К. восхваляет правивших «кротко» монархов, «Которы гибелью людей не возносились, Но к подданным своим отцами быти тщились». Из рус. деятелей он помещает в этот ряд Димитрия Донского, Петра I. Обширное «Письмо» (Полезное увеселение. 1761. Ч. 3. Март) в значительной степени посвящено восхвалению просвещения и доказательству важного общественного значения театра и драматургии (особенно комедии и трагедии). К. опубликовал также отдельными изданиями две «Оды» — на коронацию Елизаветы Петровны (25 нояб. 1759; перепеч.: Полезное увеселение. 1760. Ч. 1. Май) и на восшествие на престол Екатерины II (28 июня 1762). Новиков указывал, что К. «превеликую подавал надежду показать в себе хорошего стихотворца» и был автором «од, элегий, сонетов, притч и писем, эпиграмм» и др. мелких стихотворений; возможно, этот перечень учитывает и неопубликованные сочинения К. (Новиков. Опыт словаря (1772)). В бумагах Д. И. Хвостова сохранился список «Мадригала» К., обращенного к С. М. Окуневу (ИРЛИ, ф. 322, № 63, л. 196; у Хвостова имелась также тетрадь стихов К., полученная от приятеля К., А. Г. Окунева); автограф письма К. бытового характера к матери (13 июля 1766) хранится в СПбФ АРАН (р. II, оп. 1, № 203, л. 37).

3 авг. 1762 К. из вахмистров был произведен в корнеты, дослужился до поручика; скончался, будучи направлен в Саратов с воинской командой по делам Соляной конторы.

Лит.: Лонгинов М. Н. Братья Карины // Рус. старина. 1870. № 7; Сайтов В. И. Ф. Г. Карин, один из малоизв. писателей второй пол. XVIII в. СПб., 1893; Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. М., 1954; Берков. История комедии (1977).

В. П. Степанов