КАМЕНЕВ Гаврила Петрович

КАМЕНЕВ Гаврила Петрович [3 (14) II 1772, Казань — 25 или 26 II (6 или 7 VIII) 1803, там же; похоронен в Кизическом м-ре]. Принадлежал к старинному роду, который вел свое происхождение от татар. мурзы Макула, крещенного Иваном Грозным вскоре после покорения Казани. Однако прадед и дед поэта уже никакими дворянскими привилегиями не обладали и занимались торговлей. Отец К., Петр Григорьевич (1740—1776) — самый богатый из казанских купцов, владелец крепостных, президент магистрата и городской голова (1773—1775). Мать К., Татьяна Ивановна (ум. 1779), — дочь казанского купца-старообрядца И. В. Крохина, «первого вельможи» у Пугачева. Не ранее 1784 (РГИА, ф. 730, оп. 1, № 183, л. 62) осиротевшего К. поместили в пансион М. Вюльфинга, лучший в городе. Из пансиона, где К. обучался вместе с дворянскими детьми, он вынес великолепное знание нем. языка и литературы, но по-русски писал чрезвычайно безграмотно. Фр. язык, по свидетельству Н. И. Второва, К. изучил «основательно» только в «зрелых годах».

Унаследовавший от отца большое состояние и связи, К., несмотря на молодость, избирался казанским купечеством на самые почетные должности: был ратманом, а позднее, по-видимому в 1798—1800, бургомистром (в письме к С. А. Москотилъникову от 10 окт. 1800 К. говорит о себе как о «бывшем бургомистре»). Умер в звании коммерции советника. Однако торговые дела мало занимали «казанского первой гильдии купца». Интересы его были тесно связаны с дворянской культурой. Реестр книг библиотеки К. (далеко не полный) свидетельствует о том, что поэт внимательно следил за литературными новостями. Он хорошо рисовал и имел коллекцию картин и гравюр, любил музыку, был тонким и строгим ценителем театра, постоянным посетителем труппы В. Р. Бобровского в 1791—1796. Жизнь в Казани тяготила поэта, и он стремился в Москву. По-видимому, именно глубокой внутренней неудовлетворенностью объясняются его поведение и психология: выломившийся из родной среды, он сжег свою молодость в кутежах, рассыпая «полной горстью нажитое отцом». Несложившаяся семейная жизнь сделала К. несчастным; сильное увлечение поэзией Юнга, вошедшее даже в его быт, приняло болезненный характер. Тяжелая меланхолия стала его обычным душевным состоянием; болезни угнетали его. В двадцать восемь лет, по собственному признанию, это был «старик», «гнилое лыко», «угрюмый ипохондрик», блуждающий по кладбищам и ожидающий смерти.

Наиболее раннее из известных произведений К. «Авелева смерть», датированное 31 авг. 1792, представляет собой стихотворную обработку песни 4 прозаической поэмы С. Геснера «Смерть Авеля» и носит ученический характер (впервые опубл. Е. Бобровым: Сб. учено-лит. о-ва при Юрьевском ун-те. Юрьев, 1909. Т. 15). К 1792 относится и перевод прозаического сочинения фр. автора Ф.-Ф. де Лорана де Рейрака «Осень. Сочинение Г. Рейрака, в стихи переложенная», имеющий помету «1792 года сентября 11 дня» (автограф — Гос. музей Татарстана).

В развитии литературных вкусов К. и становлении его поэтического таланта огромное значение имела дружба с С. А. Москотильниковым, привлекшим К. к участию в созданном им в Казани литературном кружке. По-видимому, Москотильникову К. обязан своим интересом к поэзии Э. Юнга и масонской литературе.

Первые выступления К. в печати — публикации в журнале И. И. Мартынова «Муза» (1796. Ч. 1—2): стихотворения «Мечта», «К П. С. Л. Р.», «Кладбище» и др., прозаические сочинения — оригинальные — «Софья», «Громобой» (отрывок из героической повести) и переводные — отрывок из «Историек сегодняшнего дня» («Historiettes du jour» П.-Ж.-Б. Нугаре).

Большим событием в жизни поэта стали три поездки в Москву (9 февр. — март 1799; сент. — кон. нояб. 1800; июнь 1802), особенно вторая, самая продолжительная по времени. И. В. Лопухин (К. сблизился с ним через Москотильникова еще в Казани) представил его И. П. Тургеневу, благодаря которому К. познакомился с Н. М. Карамзиным, И. И. Дмитриевым, переводчиком «Четырех времен года» Дж. Томсона И. И. Дмитревским, профессорами Моск. ун-та И. А. Геймом и А. А. Прокоповичем-Антонским, издателем П. А. Сохацким, сыновьями И. П. Тургенева Андреем, Николаем и Александром, масонами О. А. Поздеевым, С. И. Плещеевым, В. В. Чулковым и др. Казанский «негоциант» (звание, всегда оскорблявшее К.) вошел в мир большой литературы не только как «любитель» словесности, но и как «литератор», «известный по переводам», «стихотворец» — и даже (в глазах И. М. Спиридовой, дочери М. М. Щербатова, занимавшейся сочинением стихов и переводами), «великий прозаист».

Пребывание К. в Москве несомненно способствовало активизации его творческой деятельности. Он начинает сотрудничать в «Иппокрене» Сохацкого и выпускает в Москве отдельным изданием четыре переводных книги: «Счастие одного бывает несчастием другому, персидская повесть» А. Коцебу (1800), «Софья, или Сумасшедшая от любви, истинная повесть» Х.-Г. Шписа (1801), повесть «Гробница на холме» Коцебу (1802) и сб. переводов из Коцебу под загл. «Новости» (1802), в который вошли «Гробница на холме», «Малейшая ложь опасна», «Волшебная сила скромности», «Бедная Марья».

Летом 1802 К. посетил Петербург. 30 авг. 1802 он был избран членом Вольного о-ва любителей словесности, наук и художеств в нарушение устава, допускавшего избрание иногородних литераторов лишь в качестве корреспондентов. По рекомендации К., в общество были приняты казанские писатели Н. С. Арцыбашев и И. И. Чернявский.

Возникшее под непосредственным воздействием Юнга, Дж. Макферсона, Т. Грея, Шписа творчество К. представляет собой одну из интересных страниц преромантизма в России. Из круга кладбищенских настроений поэта выпадает немногое: «Мысли пьяного астронома» (из Э. Клейста) и два экспромта. Поэту и прозаику К. чужды политическая проблематика и гражданский пафос. Примечательна его оценка оды Ф. Шиллера «К радости»: «Для меня она посредственна». Громкую известность К. принесла богатырская поэма «Громвал» (опубл. посмертно в 1804). В ней слились и переплавились самые разнообразные традиции: волшебной сказки и поэмы («Бахариана» М. М. Хераскова), рыцарского романа и кладбищенской поэзии. Оригинальная стихотворная форма «Громвала» (трехсложник с переменной анакрузой) свидетельствует о стремлении поэта к обновлению традиционной метрики и ритмики. Новаторство К. в области стиха выразилось в активной разработке строфических логаэдов («Сон», «Кладбище»), белого стиха и, наконец, в имитации стиха народного (последнее сближает К. с опытами Карамзина). Среди несохранившихся произведений К. стихотворения «Алонзо и Имогена», «Цыганка». Письма К. к Москотильникову содержат интересные сведения о литературной и театральной Москве 1799—1802. Несомненна и их литературная ценность. Письма К. опережают его прозу: в них отчетливо обозначился выход к новым темам и сюжетам, к новой системе изобразительных средств.

Из воспоминаний племянницы К. А. А. Фукс известно, что А. С. Пушкин, ценивший в К. поэта, осмелившегося «отступить от классицизма», «обещал написать его биографию» (Казанские губ. вед. 1844. 10 янв. № 2. Приб. С. 21).

Задуманное Академией наук к столетию со дня смерти поэта издание полного собрания его сочинений не состоялось.

Автографы произведений К. хранятся в РНБ (ф. 1000, карт. 10) и Гос. музее Татарстана, автографы писем — в РНБ, ф. 1000, карт. 10 (к М. И. [Невзорову] от 16 дек. 1801) и СПбФ ИРИ РАН, кол. 238, оп. 2, карт. 145, № 8 (к Москотильникову от 11 июня 1802), материалы, относящиеся к иконографии К., — в РГБ, ф. 231, р. II, карт. 22, № 97.

Лит.: Второв Н. Г. Каменев // Вчера и сегодня: Лит. сб., сост. В. А. Соллогубом. СПб., 1845. Кн. 1; Письма Г. П. Каменева к С. А. Москотильникову // Бобров Е. Лит. и просв. в России XIX в.: Мат-лы, исслед. и заметки. Казань, 1902. Т. 3; Бобров Е.: 1) Первый рус. романтик Г. П. Каменев: Биогр. очерк // Ист. вестн. 1903. № 8; 2) К биографии Г. П. Каменева. Варшава, 1905; Агафонов Н. Я.: 1) Казань и казанцы. Казань, 1906. Ч. 1; 2) По поводу статьи «Казанский поэт Каменев» // Агафонов Н. Из казанской истории. Казань, 1906; Залкинд Г. Г. П. Каменев: Опыт имущественной характеристики первого рус. романтика. Казань, 1926; Берков П. Н. К истории текста «Громвала» Г. П. Каменева // Изв. АН СССР. Отд-ние обществ. наук. 1934. № 1; Орлов Вл. Г. Каменев // Поэты-радищевцы. Л., 1935; Giesemann G. Kotzebue in Russland. Frankfurt am Main, 1971; Вацуро В. Э. Г. П. Каменев и готическая литература // XVIII век. Л., 1975. Сб. 10; Лазарчук Р. М. Письма Г. П. Каменева и их ист.-лит. значение // Проблемы изучения рус. лит. XVIII в. Л., 1976. Вып. 2; Орлов П. Г. П. Каменев // Поэты-радищевцы. Л., 1979; Suchanek L. Twórczość poetýcka Gabriela Kamieniewa // Slavia Orientalis. 1980. № 3.

P. М. Лазарчук