НАЩИНСКИЙ Даниил (в монашестве — Давид)

НАЩИНСКИЙ Даниил (в монашестве — Давид) [между 1720 и 1721, Полтава — 5 (16) V 1793, Киево-Печерская лавра; похоронен там же]. Сын казака. В 1736—1737 Н. был учеником грамматического класса Киевской дух. академии (см.: Вишневский Д. Киевская академия в первой пол. XVIII столетия. Киев, 1903. С. 161). Как один из наиболее талантливых студентов был отправлен в университеты Галиции и Саксонии для продолжения образования. В нач. 1747 Н. возвратился в Киев, окончил академию и был определен в нее учителем грамматического класса, а в 1748 занял место учителя синтаксимы. Между 1750 и 1751 Н. принял монашество. В академии Н. преподавал до нояб. 1755, пройдя за это время последовательно должности учителя пиитики (ввел преподавание силлабо-тонического стихосложения), риторики, нем. языка, философии и префекта. В 1755 Н. был посвящен в архимандриты и назначен настоятелем Слуцкого Троицкого монастыря. 3 июля 1758 Н. был избран на пост ректора академии, переведен архимандритом в Киево-Братский училищный монастырь, а также назначен (как ректор) учителем богословия. Н. хотел осуществить ряд учебных преобразований в академии, что послужило причиной многочисленных жалоб на него митрополиту Арсению Могилянскому со стороны учителей. В ответ на это с янв. 1759 Н. резко сократил количество пропитания, выдаваемого из монастыря учителям, что вызвало новые жалобы. 12 окт. Н. передал митрополиту свое ответное доношение. Благодаря интригам др. претендента на должность ректора, Самуила Миславского, митрополит 12 дек. 1759 отменил все преобразования Н., отстранил его от преподавания богословия «за его пред другими недостаточность» и 10 февр. 1760 уволил из академии, переведя 16 нояб. 1761 в Гамалеевский Харлампиев монастырь. Там Н. в 1767, войдя в столкновение с братией и киевским епархиальным начальством, обратился с просьбой о помощи к московскому архиепископу Платону Левшину (письмо от 21 февр. 1767) и Г. А. Потемкину. Благодаря их ходатайству суд епархиального начальства над Н. не имел для него серьезных последствий. В 1769 Н. был назначен архимандритом в Глуховский Петропавловский монастырь, откуда в 1772 был перемещен в ставропигиальный Бизюков монастырь Смоленской епархии. Н. самовольно воздвиг в 1774 трапезную Успенской церкви и вступил в борьбу с епископом Смоленским Гедеоном Вишневским, в авг. 1780 написав докладную записку в Синод. контору о положении дел в монастыре (РГАДА, арх. Моск. Синод. конторы (1780 г.), № 243). В 1789 Н. получил увольнение по болезни и переехал в Киево-Печерскую лавру.

При жизни Н. пользовался славой незаурядного проповедника. Наиболее широкую известность ему принесли переводы сочинений Феофана Прокоповича на лат. язык. В 1743 в Бреславле Н. совместно с неким Иоанном Корниусом перевел на лат. язык и издал сборник сочинений Феофана Прокоповича под назв. «Lucubrationes Illustrissimi ac Reverendissimi Theophanis Procopovicz», содержавший переводы «Краткой повести о смерти Петра Великого», «Надгробного слова Петру Великому», «Надгробного панегирического слова, говоренного на день тезоименитства Петра Великого», «Панегирика на Полтавскую победу», а также лат. сочинение Прокоповича «Торжественная песнь на Полтавскую победу» и 18 писем к различным адресатам. В 1745 издал там же сборник «Мiscellanea Sacra», содержавший следующие написанные по-латыни произведения Феофана Прокоповича: «Апология, или Защищение веры», «Апология, или Защищение святых мощей Киево-Печерских», «Ода на путешествие в Москву для коронации императору Петру III», «Описание местоположения Киева», «Увещательная элегия ученику о соблюдении непорочности жизни», «Монашеская элегия от лица сына к родителю, отклонявшему его от монашеской жизни к светской», «Письмо к Михаилу Молларду», а также переводы «Поздравительной речи императрице Анне со вступлением на престол» и шести монашеских проповедей «Оrationes Asceticae», сказанных Феофаном Прокоповичем в Киеве на пол. языке. В сборник, кроме того, были включены «Элегия к своей библиотеке» Стефана Яворского и сочинения Михаила Молларда — «Ответ на письмо первосвященного Феофана, содержащий все “Исповедание веры Восточной Церкви”», «Поэма в похвалу императрице Анне», «Поэма в похвалу боярину и кавалеру Андрею Ивановичу Ушакову», «Поэма в похвалу боярыне Машковой», а также «Письмо от магистра и Виттембергского диакона Рудольфа Креслинга к Рафаилу, митрополиту Киевскому». Н. был начат перевод на лат. язык сочинения Феофана Прокоповича «Об иге неудобоносимом», который был завершен Иакинфом Карпинским и на средства Н. Н. Бантыш-Каменского напечатан в 1782 в Лейпциге под загл. «De Jugo intolerabili» одновременно с трудом «Догматическое богословие», который явился продолжением сочинения Прокоповича «Система богословия». По завещанию последнего труд продолжали Кассиан Лехницкий, Никодим Панкратьев, Самуил Миславский и завершил Н. В 1762 Н. написал три философских статьи: «Сотница правил христианского жития», «Лекарство на нечистоту и похоть плотскую», и «Полезное наставление о Священном Писании», известных в копии 1780. В 1766 Н. составил книгу «Златой клейнод детей Божиих, то есть правдивый путь к христианству» (Ч. 1—3); автограф был взят из Гамалеевского монастыря и хранился в библиотеке Черниговской дух. семинарии. В рукописи сообщалось, что текст «из английского языка на немецкий переведен, а из немецкого на российский перетолкован в 1766 году июля 8-го в монастыре Свято-Харлампиеве архимандритом того же монастыря Давидом Нащинским».

Литературный интерес представляют и поданные Н. в Синод. контору докладные записки.

Лит.: Словарь исторический... М., 1793. Ч. 10; Евгений. Словарь исторический. Т. 1—2 (1827); Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем Академиею. Киев, 1856. Ч. 2; Голубев С. Т. Очерки из истории Киевской дух. академии за XVIII столетие // Киевская старина. 1889. № 4; Строганов П. Архим. Давид Нащинский, ректор Киевской академии второй пол. XVIII столетия // Тр. Киевской дух. академии. 1905. № 3; [Без подписи]. Давид // Рус. биогр. словарь. Т. «Дабелов — Дядьковский» (1905).

М. П. Лепехин