ЗАПОЛЬСКИЙ Иван Ипатович

ЗАПОЛЬСКИЙ Иван Ипатович [1773 — 20 XII 1810 (1 I 1811), Казань]. Происходил из семьи малорос. священника. Учился в Севской и Белгородской дух. семинариях, затем в Киево-Могилянской академии. С 1796 — студент Моск. ун-та. В 1799 назначен учителем физики и математики в Казанскую гимназию, где стал известен как изобретатель астрономических часов. После открытия Казанского ун-та (1804) — адъюнкт прикладной физики и математики, с янв. 1810 — экстраординарный профессор.

В студенческие годы З. интенсивно сотрудничал в журнале В. С. Подшивалова «Приятное и полезное» (1797—1799). Он дебютировал одой «Совесть» (1797, ч. 13) и стихотворением «Песнь божеству. Отрывок» (1798, ч. 17). В последнем он излагает концепцию «дурного натурморфизма», рассматривая силы природы как главные атрибуты бога. В повести «Волшебник» (1798, ч. 17) З. утверждает, что истинная вера исключает суеверия, за которые он порицает все слои общества.

Социально-политические представления З. противоречивы. С одной стороны, он склонен к критике современных социальных порядков. В рассказе «Апреля первое число» (1798, ч. 18) он изображает судью, обманувшего доверчивого крестьянина. Рассказ заключается обобщением: «Опыты доказывают, что нет ни одного случая в общественных постановлениях и учреждениях, где бы не вкрадывалось злоупотребление». В повести «Желанная встреча» (Иппокрена, 1789, ч. 1) З. резко противопоставляет богатство разуму. С др. стороны, автор не является сторонником социальных перемен, возлагая все надежды на перемены нравственные. Так, в статье «Оптимизм мира» З. популяризировал основные положения моральной философии И. Канта, противопоставляя скептицизму современных вольнодумцев учение о чистой нравственности: «Добродетель одна есть верховная цель наша». Личную добродетель он провозглашал панацеей от общественных болезней также в повести «Обманутый мудрец» (1798, ч. 19), одновременно полемизируя с просветительскими концепциями «разумного эгоизма»: «Буйные вольнодумцы! <…> научитесь у него <Канта> не основывать своей нравственности на интересе. <…> Добродетель ваша возведет вас на верх благополучия…». Влияние кантианства чувствуется также в очерке «Извозчик» (1798, ч. 18): З. излагает в нем разговор с простым мужиком, который с помощью одной «натуральной грубой своей логики» составил себе «систему нравственности, основанную на самых тонких началах», и всем сердцем «прилеплен к добродетели». Однако при ближайшем рассмотрении «система нравственности» извозчика оказывается пропагандой смирения и «честной бедности».

Отношение к фр. революции З. выразил в переводе «Смерть Сократова» (1798. ч. 20); заключительные строки статьи (речь Алкивиада над телом Сократа) демонстрируют его политический консерватизм: «Деспотизм Ксерксовых потомков не столько меня ужасает, как республиканский, которого неистовству Сократ пожертвовал жизнию своею».

Попав в Казань, женившись на Н. П. Елагиной и занявшись устройством имения, З. отошел от беллетристики, но сохранил интерес к философии, или, как заметил С. Т. Аксаков, «имел претензию слыть философом». В 1804 З. представил в М-во нар. просв. свою диссертацию «De summo bono» («О высшем благе»), одобренную Дерптским ун-том. В 1808 он просил предоставить ему кафедру философии, но получил отказ. Тогда же он выдвигает проект еженедельника «Казанские изв.», который предполагал издавать вместе с Д. II. Зиновьевым (начал выходить лишь с 1811). В «Тр. Казанского о-ва любителей отеч. слова» (1815, кн. 1, ч. 1) посмертно было опубликовано ero «Рассуждение о самолюбии», своеобразное эссе в духе прикладной психологии.

Возможно также, что З. принадлежит статья «Памятник достопочтенному профессору Шадену» в «Приятном и полезном…» (1797, ч. 16), подписанная «П. Зильск»: восторженный отзыв о И. М. Шадене есть в «Обманутом мудреце» З.

Лит.: Булич Н. Н. Из первых лет Казанского ун-та. Казань, 1887, т. 2; Биогр. словарь профессоров и преподавателей имп. Казанского ун-та за сто лет. Казань, 1904, т. 1; Аксаков С. Т. Собр. соч. СПб., 1909, т. 2—3; Степ. Запольский И. И. — В кн.: Рус. биогр. словарь, т. «Жабокритский — Зяловокий» (1916).

А. Н. Севастьянов