НАРТОВ Андрей Константинович

НАРТОВ Андрей Константинович [28 III (7 IV) 1680, Москва — 6 (17) IV 1756, Петербург]. Отец А. А. Нартова. С 1709 Н. заведовал токарными инструментами на Сухаревой башне в Москве, с 1712 переведен в петербургскую токарную мастерскую Петра I. 1718—1720 провел в Берлине, Париже, Лондоне и Голландии, где по заданию царя усовершенствовался в ремесле и закупал инструменты. Н. получил отличный отзыв о своем искусстве от президента Парижской академии аббата Биньона. Вернувшись в Россию, продолжал работать в токарне Петра и был главным консультантом царя в вопросах токарного искусства. С 1723 руководил всеми царскими мастерскими. В 1724 подал проект об учреждении Академии разных художеств. В ней предполагалось сосредоточить обучение рус. юношей ремеслам, живописи и скульптуре. Директором академии должен был стать сам Н. Петр одобрил проект, но не успел осуществить его. В 1726 императрица Екатерина I посылает Н. в Москву на Монетный двор для механизации производства. В 1735 императрица Анна Иоанновна передала в ведомство Академии наук токарные станки из мастерской Петра. Для лучшего их сбережения из Москвы был выписан Н.

Как сподвижник Петра, Н. выдвинулся в первый ряд борцов против нем. засилья в Академии наук. В 1742 от имени Н. в Сенат было подано прошение о злоупотреблениях И.-Д. Шумахера. После ареста Шумахера Н. (с 4 нояб. 1742) было поручено управление Акад. канцелярией. Неумелые действия и грубость в обращении с членами Академии наук вскоре лишили Н. сочувствия со стороны прежних союзников, в т. ч. М. В. Ломоносова. 5 дек. 1743 Н. был возвращен к исполнению прежних обязанностей. В дальнейшем Н. консультировал строительство Кронштадтского канала, работал над рукописью «Театрум махинарум, то есть ясное зрелище махин», содержавшей чертежи и описания машин. В 1754 получил чин ст. советника.

Н. приписывается составление сборника из 162 анекдотов «Достопамятные повествования и речи Петра Великого». В рукописи (ряд списков) Н. назван автором анекдотов. Однако в предисловии (от имени автора) содержатся ошибки, показывающие, что анекдоты не могли быть записаны Н. в 1727. Н. вообще не был человеком письменной культуры. Письма и документы, подписанные его именем, составлялись обычно не им. Слог анекдотов — разработанный литературный язык с инверсиями — явно принадлежит последней трети XVIII столетия.

По мнению Л. Н. Майкова, издававшего сборник, автором анекдотов был А. А. Нартов. Из 162 анекдотов только 33 Майков находил возможным считать действительными сообщениями Н. Вероятно, собственных рассказов Н. в сборнике еще меньше. К ним с уверенностью можно отнести лишь те анекдоты, в которых содержатся конкретные биографические сведения о Н. Во мн. случаях токарня существует в анекдоте только как место, к которому приурочены разговоры Петра на политические или экономические темы, и не играет никакой роли в повествовании.

В сборнике Петр представлен чаще всего в момент принятия важных государственных решений, ведущим разговор на значительную тему — тогда его реплики лишены черт индивидуального стиля, или в частной жизни — тогда высказывания его игривы или циничны. Некоторые особо вольные анекдоты об обращении Петра с женщинами или с духовенством были исключены цензурой при публикации в «Москвитянине» (1842).

Позднелитературный характер анекдотов из сборника Н. особенно ощутим при сопоставлении с сурово-панегирическим стилем анекдотов И. И. Голикова. Голиков рукописью сборника Н. не располагал и на Н. как носителя анекдотов не ссылался.

Лит.: Устрялов Н. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. 1; Пекарский. Наука и лит. Т. 1 (1862); Билярский П. С. Мат-лы для биографии Ломоносова. СПб., 1865; Пекарский. История Академии наук. Т. 1—2 (1870—1873); Шмурло Е. Петр Великий в рус. лит. СПб., 1889; Майков Л. Н. Рассказы Нартова о Петре Великом. СПб., 1891; Пб. некрополь. Т. 3 (1912); Лихач Е. Нартов А. К. // Рус. биогр. словарь. Т. «Нааке-Накенский — Николай Николаевич Старший» (1914); Дружинский И. А., Федосеева Е. П. «Театрум махинарум» А. К. Нартова. Л., 1956; Загорский Ф. Н. А. К. Нартов. М., 1969.

М. Б. Плюханова