ОРЛОВ Александр Петрович

ОРЛОВ Александр Петрович [1772 или 1773, с. Филатове Клинского у. Московской губ. — 3 (15) X 1802, с. Никольское (Лысцово) Алексинского у. Тульской губ.]. Из дворян. После смерти отца (1789) вместе с братьями Василием, Павлом и Петром унаследовал имения в Московской и Тульской губ. Служил в Преображенском полку, но дослужился только до чина фурьера (ГИАМ, ф. 4, оп. 10, № 1537); вышел в отставку с чином подпоручика гвардии (янв. 1796). Некоторое время жил в Москве, где познакомился с молодым писателем, тогда еще сентименталистом, Е. И. Станевичем. В кон. 1790-х — нач. 1800-х гг. жил в Туле, где близко сошелся с учителем гимназии Ф. Г. Покровским (псевд. «Философ горы Алаунской»). В кон. июня 1802 О. переехал в с. Никольское. В имении он начал жизнь сельского хозяина: заменил оброк барщиной и «крестьян, замеченных в лености и за неисполнение его приказаниев, нередко наказывал телесно» (Гос. арх. Тульской обл., ф. 14, оп. 1, № 16, л. 233). По-видимому, это было довольно жестоко, потому что крестьяне решили убить своего барина. В ночь с 3 на 4 окт., когда О. ехал из Серпухова, они напали на него и забили дубинами до смерти.

Узнав о смерти О., П. А. Болотов вспомнил о его жизни в Туле и писал отцу в нояб. 1802, что тот жил «по каким-то особенным обстоятельствам и причинам очень скрытно и уединенно и знаком был только с одним почти Филатом <Феофилактом Покровским>, и то более по литературной связи, о привязанности к которой мы тогда еще довольно не слыхали и читали отрывки его сочинений в “Приятном и полезном препровождении времени”» (РНБ, собр. Помяловского, № 88/XXIV В/3, л. 138). На своем экземпляре «Утех меланхолии» (БАН, шифр: 1802/253) он записал: «Александра Петровича Орлова, алексинского помещика, несчастно убиенного 1802 года 5 <так!> октября. NB. Прежде, нежели он увидел сие произведение его пера!!».

Первое литературное выступление О. состоялось в журнале «Иппокрена», бывшем продолжением «Приятного и полезного». Здесь появились прозаические отрывки «Журнал уединенного» и «Мавзолей сердца» (1799. Ч. 1; 1801. Ч. 9), не замеченные критикой. Они вошли затем в книгу «Утехи меланхолии» (М., 1802), широко рекламированную в Москве и Петербурге (скорее всего, за счет автора или его наследников): «Сочинение сие и со стороны мыслей, и со стороны слога может рекомендовано быть чтению особ, любящих заниматься книгами, кои нечувствительно заставляют читающего входить в себя, обдумывать сказанное в оных и тем самым питать дух и сердце. В ней помещены мелкие отрывки, числом 36, кои Автор начертал о разных предметах, размышлению его попадавшихся, и кои приносят честь образу суждения его и отличаются тонкостию мыслей и трогательностию изъяснения. Вот некоторые из оных: “К отчизне” — “Удовольственное времяпровождение” — “Ничтожность подлунного” — “Жребий человечества” — “Чувство приятного” — “Весенняя прогулка” — “Вид осени” — “Мавзолей сердца” — “Истекшему 1801 г.” — “Гимн создавшему” и проч. и проч.» (Моск. вед. 1803. № 35; СПб. вед. 1803. № 35). «Утехи меланхолии» читал А. Т. Болотов (лично с О. незнакомый) и, узнав о насильственной смерти О., никак не мог согласовать составленное по сборнику впечатление об О., человеке «не только с дарованиями, хорошими знаниями и мыслями, но и с отменными нежными, добродетельными и прекрасными чувствованиями», с уверениями своих соседей, «что был он негодяй и плохой человек и сущий тиран своих подданных и что будто несносность принудила их к учинению с ним такого злодейского поступка» (ИРЛИ, ф. 537, № 11, л. 137—138).

«Утехи меланхолии» — типичный сборник сентиментальных «отрывков» о чувствах и «настроениях» автора по самым разнообразным поводам (особенно см. отрывок «При восшествии на престол Александра I»). Основные темы — прелести деревенской жизни, пейзажные зарисовки и созерцание окрестностей, семейные события, дружеские прогулки, встреча с сумасшедшей нищей. Характерно, что одновременно сборник насыщен местными реалиями: места пребывания автора («Готический остров» (видимо, имение Орлов Остров на реке Ламе в Волоколамском у.), Серпухов, Тула; реки Скнига, «кроткая» Упа, Ока), конкретные лица («любезный Сашинька» это племянник О.; зашифрование упоминаются и др. лица). Показателен и стереотипный подбор литературных кумиров и образцов автора. Он говорит об «изящных творениях Альбионца», «оратора Ношей» Э. Юнга; «сильно на умы действующем философе» «Четырех времен года» Дж. Томсоне; «глубокомысленном» И.-Г. Циммермане; «Фингаловом Оссияне, величественном барде героев»; восхищается «Лолоттой и Фанфаном» Ф.-Г. Дюкре-Дюмениля. Из современников кроме своих знакомцев О. особенно ценил «Плоды свободных чувствований» П. И. Шаликова, «Ростовское озеро» В. В. Измайлова, очерк Н. М. Карамзина «Деревня». Один из очерков (о свидании с Покровским) датирован «8 июля 1801, Тула».

На книгу обратил внимание А. С. Шишков и в «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» (СПб., 1803) процитировал (см., напр., с. 56—59) отрывки из «Утех меланхолии» (см., напр., с. 5—6, 10—11, 62) как смехотворные «примеры» нового карамзинского слога. Цитации Шишкова не остались незамеченными карамзинистами. Книгу О. знал К. Н. Батюшков; со слов Жуковского среди арзамасцев она слыла примером сумбура и галиматьи; в письме к А. И. Тургеневу от 1819 П. А. Вяземский писал: «Кровь у меня в жилах не течет, а клокочет, как самовар творца “Утех меланхолии”» (Остафьевский арх. СПб., 1899. Т. 1. С. 306).

Лит.: Винницкий И. Ю.: 1) «Невинное творение» // Рус. речь. 1994. № 2; 2) «Утехи меланхолии» // Учен. зап. Моск. культурологического лицея. 1997. Вып. 1—2; Проскурин О. А. У истоков мифа о «новом слоге»: (Кого и зачем цитировал адмирал Шишков в «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка») // Лотмановский сб. Тарту, 1997. № 2; Newlin T. «Rural ruses»: Illusion and anxiety on the Russian Estate, 1775—1815 // Slavic Review. 1998. V. 57. № 2.

Т. Ньюлин