ПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич

ПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич [24 III (4 IV) 1760, Москва — 18 (30) X 1812, с. Ханенево Бежецкого у. Тверской губ.]. Родился в купеческой семье, которая была тесно связана с прогрессивными университетскими кругами.

С 1768 П. учился в гимназии при Моск. ун-те. С 1776 студент философского факультета университета. Слушал лекции С. Е. Десницкого, А. А. Барсова, X. А. Чеботарева. Наставником и старшим товарищем П. был друг его отца профессор Д. С. Аничков. П. пользовался его библиотекой и со временем в совершенстве овладел фр., нем. и англ. языками. Науки давались ему легко. В «Рапорте от Московского университета об успехах, понятии, прилежности и поступках обучающихся в университете студентов и в гимназии учеников по экзамену сего 1777 г.» М. В. Приклонский отозвался о П.: «Понятен, но не прилежен» (РНБ, Эрмитажное собр., 500/2, л. 37). В 1778 за успехи в учении П. был награжден серебряной медалью (Моск. вед. 1778. 11 июля. № 55. Приб.). В студенческие годы П. увлекся театром, посещал представления в театре Гроти и П. В. Урусова — М. Е. Медокса, а в 1777 он и П. И. Страхов, будущий профессор, а в ту пору студент, восстановили театр при Моск. ун-те, который просуществовал затем до 1812.

Окончив университет в 1779, П. стал актером. По не вполне достоверным сведениям, он дебютировал в театре П. В. Урусова — М. Е. Медокса. 8 мая 1779 П. был принят на службу Дирекцией имп. театров в Петербурге на «первые роли и характеры» и получил покровительство тогдашнего директора театра В. И. Бибикова.

В Петербурге П. дебютировал в театре Книппера, 24 сент. 1782 сыграв Правдина на премьере «Недоросля» Д. И. Фонвизина.

П. занимался и преподавательской деятельностью, он писал: «Некогда в Москве был я учителем российской истории». Будучи уже знаменитым актером, П. преподавал рус. словесность «по собственному своему начертанию» в Петербурге в Академии художеств и риторику в Горном корпусе.

В 1780-е гг. началась литературная деятельность П. В 1782 он издавал еженедельник «Утра», в котором анонимно печатались сочинения И. И. Дмитриева, Я. Б. Княжнина, басни А. П. Сумарокова и В. И. Майкова, переводы из сочинений И.-К. Готшеда, Л.-С. Мерсье, Н. Буало, Вольтера, Ш. Монтескье. Намерение П. публиковать в еженедельнике известия обо всех выходящих российских книгах, объявленное на тит. листе первого номера, не было осуществлено. Издание началось в мае и оборвалось в сент., возможно, из-за цензурных преследований. В авг. П. опубликовал свое «Рассуждение о зрелищах». Он называет театр «зеркалом человеческой жизни», выдвигает на первый план его воспитательное значение, рассуждает о жанрах комедии и трагедии, отдавая предпочтение комедии, вслед за Сумароковым отвергает «слезную» драму. В «Рассуждении...» заметно стремление П. к демократизации драматургии. В «Собеседнике» П. опубликовал юмористический рассказ «Прогулка» (1783. Ч. 6).

Вскоре П. обратился к драматургии. В основу содержания трагедии «Дружество» (1783), действие которой происходит в древнем Киеве, положены моральные проблемы. Трагедия «Тахмас-Кулыхан» (1785; ставилась в Петербурге в 1785, в Москве в 1800), главным героем которой был перс. шах, развивала традиции тираноборческих трагедий Сумарокова.

П.-драматург испытал сильное влияние распространившейся в европ. драматургии второй пол. XVIII в. «слезной драмы». В спектаклях такого рода П. с успехом участвовал как актер (напр., в пьесе И.-В. Браве «Безбожный»). В духе «слезной драмы» была написана комедия «Исправление, или Добрые родственники», ставившаяся на петербургской сцене в 1785, но не напечатанная. Влияние «слезной драмы» заметно и в трагедии «Дружество», и в комедии П. «Бобыль», игранной в первый раз в 1790 (1792; 2-е изд. СПб., 1815). Действие пьесы происходит в крестьянской среде. П. изображает сложные драматические коллизии, возникающие между деревенскими богатеями, грубыми и жестокими, и бесправными батраками. Центральным героем комедии является бобыль Матвей, умный, находчивый и не лишенный чувства собственного достоинства. Язык комедии изобилует меткими и образными словами и выражениями. Эта пьеса шла на московской сцене до 1850-х гг.

В комедиях « Мельник и сбитенщик — соперники» (представлена впервые в 1790; напеч. в 1793; 2-е изд. СПб., 1815) и «Сговор Кутейкина» (представлена в 1789; напеч. в 1799; 2-е изд. СПб., 1821) П. использует образы, созданные А. О. Аблесимовым, Я. Б. Княжниным, Д. И. Фонвизиным, не отступая от психологического облика персонажей, заданного др. комедиографами. Сведя в одной комедии основных персонажей «Мельника» Аблесимова и «Сбитенщика» Княжнина, П., в соответствии со своими взглядами на искусство, отдает предпочтение самобытному «Мельнику».

Основную задачу жанра трагедии П. видел в морально-политической назидательности. В трагедии «Рюрик» (СПб., 1816), представленной в Петербурге на сцене Придворного театра под назв. «Всеслав», вероятно, в 1791, а в Москве в 1794, П. воспользовался историческим сюжетом, к которому обращались Екатерина II и Я. Б. Княжнин. П. полемизирует с идеями, высказанными Княжниным в «Вадиме Новгородском», наделяя Рюрика положительными качествами, а республиканца Вадима изображая злодеем. По мнению П., в России особую опасность для общественного спокойствия несет властолюбие вельмож. В финале трагедии Вадим признает моральное превосходство Рюрика и смиряется.

Пьеса изобилует размышлениями персонажей об отношениях личности к государству и законам, о необходимых пределах власти.

В дек. 1791 П., А. И. Клушин, И. А. Дмитревский и И. А. Крылов создали издательство «Типография Крылова со товарыщи», где в 1792—1795 были напечатаны 21 книга, в т. ч. пьесы П. «Бобыль» и «Мельник и сбитенщик — соперники», и два журнала — «Зритель» и «СПб. Меркурий». Первый номер «Зрителя» (1792) открылся статьей П. «Нечто о врожденном свойстве душ российских» (Февр.; Апр.) — программным выступлением издателей, утверждавших право рус. национальной культуры на существование. П. возражает против обвинений русских в склонности к подражанию, указывает на положительные качества рус. национального характера и богатство рус. языка. В статье «Театр» (Июнь; Авг. — Окт.) П. развивал мысли, высказанные в журнале «Утра». П. говорит о большом значении театра и настаивает на том, что предметом изображения на сцене должна быть рус. национальная жизнь. Признавая необходимым для драматического искусства требование «естественности», П. из всех театральных жанров отдает предпочтение драме, но делает также интересные наблюдения, касающиеся рус. комедии.

П. занимал ведущее место на петербургской сцене. С 1787, после отставки Дмитревского, был инспектором труппы, с 1791 — режиссером. В 1793 П. возвратился в Москву. Типография «Крылова со товарыщи» перешла в руки его брата В. А. Плавилыцикова (1768—1823).

Московский период деятельности П. — время его литературной и актерской зрелости. П. стал актером Петровского театра, затем театра Медокса, но часто приезжал в Петербург для участия в спектаклях. Красивая внешность, мелодичный голос способствовали его успеху на сцене, но в трагедиях игра П. отличалась холодностью, внешней эффектностью. Современники П. признавали, что он, «поняв классицизм Дмитревского до излишности <...> пересаливал игру свою и забывал о натуре» (Макаров М. Н. Мат-лы для истории рус. театра. С. 17). Наиболее полно его талант актера раскрылся в комедии и мещанской драме. С. Т. Аксаков, видевший игру П. в драме, писал: «Яркий свет сценической истины, простоты, естественности тогда впервые озарил мою голову». О игре П. неоднократно писали «Вестн. Европы» и «Моск. курьер».

В Москве П. также занимался педагогической деятельностью: преподавал историю в военной школе, учил декламации воспитанников Моск. благор. пансиона, а также руководил домашними театрами кн. П. М. Волконского, А. Н. Дурасова в Люблино, Н. П. Шереметева, труппой Д. Е. Столыпина, Р. Е. Татищева, пробуя на любительских сценах напечатанные, но не игранные пьесы. После пожара Петровского театра (1805) П. целую зиму выступал в Казани.

П. не оставил и литературную деятельность. В 1803 он написал трагедию «Ермак, покоритель Сибири» (М., 1806). В основе сюжета — завоевание в 1582 Ермаком Тимофеевичем татар. города Сибирь. П. изобразил Ермака рус. героем, который верой и правдой служит царю и разбойничает поневоле. Цель Ермака — разоблачить тех вельмож «пиявиц иностранных», которые, обольстя царя, «подтачивают, как жадные черви, его царство». Основную сюжетную линию трагедии составляет борьба в душе Ермака между чувством долга и любовью к дочери Кучума. Благородный, чувствительный Ермак напоминал героя сентиментальной драмы. Неисторичность этого образа ощущалась современниками. Один из критиков писал: «... откуда проистекает для сей пьесы название трагедии? <...> Не странная ли мысль представить нам Ермака образцом честности и великодушия? Не странная ли мысль в исторической трагедии тронуть нас небылицею? Всякий, кто сколько-нибудь знает отечественную историю, в таком характере увидит басню» (Вестн. Европы. 1807. № 9. С. 49).

Первое представление «Ермака» состоялось в Москве на сцене Петровского театра в 1803, причем роль Ермака исполнял сам П. Затем пьеса шла в Петербурге в 1804, а в Москве в 1804 и 1811.

Перу П. принадлежат также комедия для детей в подражание С.-Ф. Жанлис «Чистосердечие», перевод-переделка пьесы А. Коцебу «Граф Вальтрон» (СПб., 1816), лирическая трагедия «Ленса, или Дикие в Америке» с хорами и балетом (впервые представлена в Москве в 1799), а также несколько од: на взятие Очакова (1788), на заключение мира со шведами (1790), на коронование Александра I (1801). Некоторые пьесы П. погибли во время пожара Петровского театра.

29 сент. 1811 П. был избран членом О-ва любителей рос. словесности, учрежденного при Моск. ун-те, и, по предложению общества, написал «Рассуждения о зрелищах Древней Греции» (Плавильщиков П. А. Соч. Ч. 4. С. 114—127), где изложил свои суждения о современной ему рус. драматургии.

Во время войны 1812 П. долго не выезжал из Москвы и покинул ее лишь тогда, когда неприятель вступил в город.

Собрание сочинений П. (Ч. 1—4) с гравированным портретом было издано в Петербурге в 1816 с биографическим очерком его брата А. А. Плавильщикова. Ч. 1 подготовлена к печати самим автором. Рукописные копии ряда пьес П. хранятся в СПбГТБ.

Лит.: Победоносцев П. В. Воспоминания о Петре Алексеевиче Плавильщикове // Новый пантеон отечественной и иностранной словесности. 1819. Ч. 4; Макаров М. Н. Мат-лы для истории рус. театра // Репертуар рус. театра. 1841. Т. 2; Сиротинин А. П. А. Плавильщиков, актер и писатель прошлого века: Очерки из истории рус. театра // Ист. вестн. 1891. Авг.; Арх. Дирекции имп. театров (1746—1801). СПб., 1892. Вып. 1. Отд. 1—3; Горбунов И. Ф. П. А. Плавильщиков // Рус. вестн. 1892. Кн. 3; Кулакова Л. И. Петр Алексеевич Плавильщиков. М.; Л., 1952; Аксаков С. Т. Собр. соч. М., 1955. Т. 2; Асеев Б. Н. Рус. драм. театр XVII—XVIII вв. М., 1958; Козьмин М. Б. Журн. «Утра» и его место в рус. журналистике XVIII в. // XVIII век. 1959. Сб. 4; Берков. История комедии (1977); История драм. театра. Т. 1 (1977); История рус. драматургии. XVII — первая пол. XIX в. Л., 1982.

Е. Д. Кукушкина