ПЕТРОВ Петр

ПЕТРОВ Петр (в монашестве — Гавриил; фамилия «Шапошников», обозначенная в т. «Чаадаев — Швитков» (1905) «Рус. биогр. словаря», документально не подтверждается) [18 (29) V 1730, Москва — 26 I (7 II) 1801, Новгород; похоронен в Новгородском Софийском соборе].

Родился в семье синодального иподиакона, впосл. священника церкви Космы и Дамиана. В 1740 был отдан в Славяно-греко-лат. академию, которую окончил с отличием в 1753. Затем служил справщиком в Моск. синод. типографии. С апр. 1758 — учитель риторики в Троицкой дух. семинарии. 28 июня того же года был пострижен в монашество под именем Гавриила и уже в нач. июля был назначен ректором семинарии и учителем богословия в ней. Указом Синода от 8 авг. 1761 П. был переведен в ректоры Славяно-греко-лат. академии с одновременным занятием должности архимандрита Заиконоспасского монастыря. В академии П. преподавал богословие. К этому времени относится начало его проповеднической деятельности. 10 февр. 1762 он произнес по случаю рождения вел. князя Павла Петровича панегирическую проповедь в Успенском соборе (Моск. вед. 1762. № 13. Приб.). 29 окт. 1763 П. был назначен епископом Тверским (рукоположен 6 дек. в Петропавловском соборе Петербурга). В дек. 1765 П. был вызван императрицей в Петербург, где ему вместе с епископом Псковским Иннокентием и законоучителем цесаревича Платоном Левшиным было поручено дать отзыв о «Наказе» Екатерины II от лица церкви.

Высказанные в очень осторожной форме замечания иерархов касались пунктов о наказаниях за святотатство и еретичество и об уважении высшей власти. Одновременно на них была возложена задача довести до конца реформу духовно-учебных заведений, начатую по указанию Екатерины II еще в 1764. В новом проекте предлагалось приблизить программу обучения в духовных школах к светским программам за счет увеличения числа преподаваемых предметов к учреждения в епархиях малых подготовительных гимназий; права у привилегии преподавателей в духовных школах рекомендовалось расширить. П. принадлежала решающая роль в разработке соответствующих предложений Комиссии нового Уложения.

Во время путешествия Екатерины II по Волге она неоднократно встречалась с П. О впечатлении, произведенном на Екатерину II личностью П., свидетельствует тот факт, что перевод романа Ж.-Ф. Мармонтеля «Велизарий», осуществленный участниками придворного литературного кружка во время путешествия, был при публикации его в 1768 посвящен П. В посвящении, в частности, говори лось: «... сие сочинение вашему преосвященству понравится, потому что вы мыслями, как добродетелью, с Велизаром сходны».

30 июля 1767 в день начала работы Комиссии нового Уложения П. произнес речь от имени депутатов на молебствии перед принесением депутатской присяги (Моск. вед. 1767. 3 авг. № 62. Приб.). 25 февр. 1768 (после внезапной смерти 14 дек. 1767 Димитрия Сеченова, депутата от духовенства) Синод утверждает П. депутатом от духовенства (вошел в состав дирекционной комиссии). Тогда же по указанию Синода П. был привлечен к исправлению «Прологов», печатавшихся в Моск. синод. типографии, и к освидетельствованию и проверке представленных в Синод богослужебных сочинений и переводов. 23 сент. 1769 именным указом П. был назначен членом Синода, а в сент. 1770 получил столичную кафедру, став архиепископом Санкт-Петербургским и Ревельским и одновременно настоятелем Александро-Невского монастыря. С 1 янв. 1775 ему было поручено также управление Новгородской епархией (РГИА, ф. 796, оп. 56, № 1); 22 сент. 1783 П. был возведен в сан митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского. Решающую роль в столь быстром возвышении П. сыграло расположение к нему Екатерины II, сумевшей оценить умного, образованного и энергичного иерарха.

На 1770—1780-е гг. приходится период наиболее активной проповеднической деятельности П. Его проповеди сопровождали не только придворные торжества, посвященные дням коронования или тезоименитства высочайших особ, но и политические мероприятия, связанные с открытием новых наместничеств («Слово при начатии открытия Санкт-Петербургской губернии по высочайшим учреждениям императрицы Екатерины Алексеевны <...> мая в 19 день 1780 года», 1780; «Слово на открытие Выборгского наместничества <...> генваря 13 дня 1784. В Выборге», 1784 и др.). А. П. Сумароков считал П. одним из крупнейших духовных ораторов своего времени (см.: Сумароков А. П. Полн. собр. всех соч. М., 1781. Ч. 6. С. 283); П. был в числе духовных лиц, которым Сумароков посвятил свои «Стихотворения духовные» (1774). 29 дек. 1776 по случаю празднования юбилея Академии наук П. был избран ее почетным членом. О признании литературных заслуг П. свидетельствовало и принятие его в члены Рос. Академии с самого момента ее основания 21 окт. 1783. П. был практически первенствующим ее членом после кн. Е. Р. Дашковой. На заседании 28 окт. 1783 П. был включен в состав группы, которая должна была выработать правила составления «Словаря Академии Российской». Он участвовал в оценке словарной работы по разделам, проделанной др. членами Рос. Академии (в частности, литеры «И», «К»); сам он осуществлял выбор слов из бесед Иоанне Златоуста. В спорах, касающихся этимологии отдельных слов, мнение П. имело часто решающее значение. 25 нояб. 1786 по ходатайству Е. Р. Дашковой П. был награжден золотой медалью Рос. Академии.

Основную часть литературного наследия П. составляют сочинения и переводы трудов богословского характера. Еще в период руководства Славяно-греко-лат. академией П. сделал перевод (остался в рукописи) на лат. язык изданной в Москве в 1763 книги церковной печати «Стихи, избранные из Священного Писания, служащие ко утешению всякого христианина, неповинно претерпевающего злоключения» и написал к ней предисловие. В рукописях остались хранящиеся в Б-ке СПб. дух. академии переложения некоторых псалмов Давида (1—8, 22, 23 и 90) и толкования на заповеди «О блаженствах» (при жизни не опубл.; впервые: Христ. чтение. 1837. Ч. 4). Заботясь о церковном благочинии, П. писал общедоступные брошюры и пособия, посвященные вопросам вероучения и обязанностям священников, в частности «Нравоучение християнское краткое» (1770), «Наставление от архипастыря священнику при отправлении к должности» (1778). П. принадлежит и обширное сочинение «О служении и чиноположениях Православныя Греко-Российския церкви», работа над которым заняла свыше десяти лет (1792; 2-е изд. 1795). По указанию Екатерины II и Синода П. совместно с Платоном Левшиным подготовил «Поучения на все воскресные и праздничные дни для чтения по церквам всей России» (1775. Ч. 1—3; 2-е изд. 1776). Книга представляла собой сборник лучших образцов проповеднического жанра от древних веков до новейшего времени (поучительные слова Иоанна Златоуста, Ильи Минятия, Жака Сорена, Л. Бурдалу, И.-Л. Мосгейма и др.). В состав собрания были включены сочинения рус. проповедников: Гедеона Криновского, Платона Левшина и самого П. (восемь поучений). П. подготовил и издал «Краткие поучения на каждый день года во весь год, собранные из разных поучений Святых отцов» (1781). В 1796 в СПб. синод. типографии была опубликована подготовленная П. «Выписка из церковной истории Никифора Каллиста и других, служащая к открытию называющимся старообрядцами заблуждению их» (РГИА, ф. 796, оп. 77, № 448). Капитальным сочинением П. явились «Толкования на соборные послания» (1794), в которых комментировались апостольские послания Иакова, Петра, Иоанна Богослова и Иуды. В ходе разъяснения текстов Нового Завета П. внушал читателям определенные нравственные истины. Сочинение было написано в соавторстве с архиепископом Астраханским Тихоном Малининым. П. часто приходилось исправлять и редактировать мн. пособия, посвященные вопросам церковной обрядности, такие, напр., как «Последование в неделю православия», «Последование о посещении болящих», «Чин исповедания кающимся» и др. Совместно с Екатериной II П. просматривал рукопись пособия «Краткая священная история церкви Ветхого и Нового Завета, изданная для народных училищ Российской империи...» (1784) и одобрил ее. П. неоднократно использовал свое влияние в Синоде, поддерживая труды др. авторов и переводчиков. Так, он принимал непосредственное участие в организации издания книги А. И. Богданова «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга» (1779), помог напечатать в СПб. синод. типографии переведенную священником Алексеем Федоровым с лат. языка книгу «Подражание Иисусу» (РГИА, ф. 796, оп. 60, № 409).

П. много делал для укрепления авторитета рус. духовенства и сохранения памятников духовной культуры. При нем был благоустроен Александро-Невский монастырь, построен новый собор Св. Троицы. По завершении строительства (4 апр. 1791) по приказанию Екатерины II был изготовлен мраморный бюст П., установленный в одном из приделов собора; Державиным была сочинена надпись к этому бюсту. Семинария при монастыре была преобразована в академию, а в Петербургской епархии учреждены новые духовные училища. Для последних П. сам сочинял учебные инструкции. В 1775 П. предписал собрать по всей Новгородской епархии древние рукописные и печатные книги до XVII в., с тем чтобы хранить их в Софийском соборе, а в 1781 приказал протоиерею собора составить опись этих книг и древних рукописей из др. монастырей Новгорода. Особую заботу проявлял П. о поддержании отдаленных монастырей из  вверенных ему епархий (Валаамского, напр., а также Саровской Софрониевой, Ниловой пустынь и др.). В течение мн. лет П. добивался через Синод отмены телесного наказания для священнослужителей; указом Павла I от 9 дек. 1796 представление Синода на этот счет было утверждено (см.: Рус. мысль. 1885. Кн. 12. Отд. П. С. 178—180).

Заключительный период жизни П., приходящийся на время правления Павла I, поначалу был отмечен особым благоволением ее стороны нового императора. В нач. 1797 П. был награжден орденом св. Андрея Первозванного, а в авг. этого же года — орденом св. Александра Невского. Павел I неоднократно прибегал к советам П., продолжая видеть в нем первенствующего иерарха империи. В нач. 1798 ввиду ухудшения здоровья, П. подал прошение об увольнении от управления Петербургской епархией, но Павел I отклонил его. Однако в окт. 1799 именным указом во главе Петербургской епархии был поставлен архиепископ Амвросий; П. же продолжал управлять Новгородской и Олонецкой епархиями. В дек. 1800 П., тяжело больного, увольняют со всех должностей. Незадолго до кончины П., в июне 1800, его в Новгороде навестил Г. Р. Державин.

Лит.: Мартос А. Гавриил, митроп. Новгородский // Сын отеч. 1830. Т. 13. № 27; Поленов В. Жизнеопис. митроп. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила // Тр. Рос. Академии. СПб., 1840. Ч. 1; Макарий (Миролюбив), архим. Сказание о жизни и трудах преосв. Гавриила, митроп. Новгородского и Санкт-Петербургского. СПб., 1857; Письма Гавриила к Арсению (Верещагину). (6). 1775—1778 // Рус. арх. 1864. № 11—12; Из бумаг митроп. Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила: (Неизд. мат-лы для биографии его) // Рус. арх. 1869. № 10; Сухомлинов. Рос. Академия. Вып. 1 (1874); Знаменский П. В. Чтения из истории рус. церкви в царствование Екатерины II // Правосл. собеседник. 1875. № 2, 5, 6, 8; Письма митроп. Гавриила к Амвросию (Подобедову). (26). 1785—1800 // Рус. арх. 1895. Кн. 1; Покровский И. М. Гавриил, митроп. Новгородский и С.-Петербургский как церковно-обществ. деятель // Христ. чтение. 1901. Т. 212. № 10—11; Львов А. Н. К биографии митроп. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила Петрова: Письма его к разным лицам, опись его имущества и два последних его завещания // Чтения в О-ве истории и древностей рос. 1902. Кн. 1. Отд. II; Письма митроп. Гавриила к иеромонаху Пахомию и неизвестному // Рус. арх. 1908. Кн. 2; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра. 1713—1913. СПб., 1913; Титлинов Б. В. Гавриил Петров, митроп. Новгородский и С.-Петербургский: Его жизнь и деятельность в связи с церковными делами того времени. Пг., 1916.

Ю. В. Стенник