ДМИТРЕВСКИЙ Иван Афанасьевич

ДМИТРЕВСКИЙ Иван Афанасьевич [20 II (3 III) 1736, Ярославль — 27 Х (8 XI) 1821, Петербург, похоронен на Волковом кладбище]. Родился в семье дьякона Афанасия Филипповича (родовое прозвище Нарыковы), состоявшего при церкви Димитрия Солунского (отсюда фамильные прозвища Д.: Дмитревский и Дьяконов). Обучался в Ростовской дух. семинарии (Ярославская губ.), после окончания которой в кон. 1751 был прислан в Ярославскую провинц. канцелярию для определения на службу: В 1749—1751 участвовал в спектаклях ярославской группы под руководством Ф. Г. Волкова и в нач. 1752 вместе с нею по указу императрицы Елизаветы был привезен в Петербург. В числе самых талантливых членов этой труппы Д. был оставлен в столице (май 1752) и отдан в Сухоп. шлях. корпус (сент. 752) для продолжения общего и театрального образования под руководством драматурга А. П. Сумapoковa. 1 нояб. 1756 Д. была определен в труппу вновь учрежденного Рос. театра. После смерти Ф. Г. Волкова (1763) Д. становится «пepвым придворного российского Театра актером».

Как о ведущем актере рус. классицизма писал о нем А. П. Сумароков («Явил Петрополю красы котурна он»), в пьесах которого Д. играл первые трагические роли — Хорева, Синава (1757), Оскольда в «Семире» (после 1763), Вышеслава (1768), Димитрия Самозванца (1771), Мстислава (1774). В 1760-е гг. Д. первым представлял отечественный театр за границей, куда выезжал дважды: с авг. 1765 по нояб. 1766 («смотреть английского и французского театру») и с февр. 1767 до нач. сент. 1768 (выписывать фр. актеров для петербургской сцены). После возвращения «из чужих краев», где Д. близко познакомился с исполнительским искусством лучших тогдашних актеров (А.-Л. Лекена, М.-Ф. Дюмениль, И. Клерон, Ф.-Р. Моле, Д. Гаррика и др.), им была «декламация вычищена, исправлена и приведена в совершенство» (А. Ф. Малиновский), а «в любовной страсти» Д. даже «превосходил Лекена» («<Смесь», 1769). Д. Много играет и в комедии, удостаиваясь самых высоких похвал современников («Любимец Талии, любимец Мельпомены» — Н. Е. Cтpyйcкий); нeкоторые из них считали, что он даже «лучше играл в комедию» (П. И. Cyмapoк). Д. одинаково удавались как национальные комедийные характеры, так и образы героев пере водных пьес: Дорант («Ревнивый, из заблуждения выведенный» (1764) Ж. Кампистрона), Альцест («Мизантроп» (1764) Ж.-Б. Мольера), роли в пьесах В. И. Лукинa (Добросудов — «Мот, любовью исправленный» (1765), Неумолков «Пустомеля» (1765» и Б. Е. Ельчанинова (граф — «Наказанная вертопрашка» (1767», а также главные роли в «Менехмах» Ж.-Ф. Реньяра (1763) и «Корионе» («Сидни») Ж.-Б.-Л. Грессе (1764). У него было тонкое чувство стиля: «Как обманешься, если хочешь рассудить о Дмитревском в шлеме — по Дмитревскому в колпаке! Это не простой человек: какой голос, как он гибок в его гортани» (М. Н. Муравьев в письмах к родным).

В 1770-е гг., чутко откликаясь на веяния времени, Д. выступает в «мещанских драмах» и «слезных комедиях», вызывавших яростные нападки классицистов: граф Кларандон («Евгения» (1770) П.-О.–К. Бомарше), заглавные роли в «Честном преступнике…» (1771) Ш.-Ж. Фенуйо де Фальбера де Кенже и «Беверлее» (1772) Б.-Ж. Сорена; эти роли Д. сыграл впервые в Москве, где время от времени гастролировал.

Особенностью Д.-актера во всех ролях было неразрывное слияние природного дарования и отточенного мастерства.

По свидетельству А. П. Сумарокова, Д. имел обязательство ежегодно приезжать в Москву на четыре месяца, чтобы играть самому и учить актеров; в частности, он выступал там в 1770, зимой 1778—1779 и в 1782. 30 апр. 1786 Д. играл в «Синаве и Труворе» на домашнем театре А. П. Мельгунова в Ярославле; летом 1791 он также гастролировал в Ярославле (комедии «Лжеученый» Ж. Дювора (не изд.; рукопись — ЛГТБ) и «Школа злословия» Р. Шеридана).

Став зрелым мастером, Д. пытался организовать свой театр: в 1773—1774 он сделал попытку возглавить антрепризу в Москве после смерти И. Бельмонти, а с окт. 1782 (до 16 авг. 1783) сменил на некоторое время К. Книппера в качестве содержателя Петербургского Вольного театра, в котором Д. осуществлял художественное руководство и был театральным педагогом (авг. 1780 — 16 авг. 1783). Здесь в свой бенефис(24 сент. 1782) он впервые поставил «Недоросль» Д. И. Фонвизина, в котором сыграл роль Стародума. 5 янв. 1787 Д. получил отставку от актерской службы, однако до 1799 периодически продолжал выступать на сцене. 1 дек. 1797 он вместе с А. С. Яковлевым играл в «Димитрии Самозванце» Сумарокова на Эрмитажном театре в присутствии императора Павла. Последнее выступление Д. состоялось 30 авг. 1812 в пьесе С. И. Висковатова «Всеобщее ополчение» (роль Усердова).

С кон. 1770-х гг. Д. вел активную педагогическую деятельность: преподавал сценическое искусство питомцам Моск. восп. дома, составлявшим основу труппы Вольного театра; являлся некоторое время учителем рос. языка и театрального искусства в Смольном ин-те; наставлял актеров частных домашних театров (Н. П. Шереметев, П. П. Есипов); проходил отдельные роли с московскими актерами (В. П. Померанцев, Я. Е. Шушерин и др.); с 7 марта 1784 обучал «декламации и действованию» воспитанников театральной школы (среди его учениц — Е. С. Семенова), 16 авг. 1783 он был назначен инспектором рус. труппы (с перерывами — до 5 янв. 1787), а 27 окт. 1791 занял вновь учрежденную должность «главного режиссера над всеми российскими зрелищами», в обязанность которого входило обучение «всех тех, кои достаточного еще искусства в представлениях не имеют», учреждение «второй российской драматической труппы» и «надзирание порядочного учреждения школы». В 1802 он писал А. А. Майкову: «Не было, да и нет, ни единого актера или актрисы, который бы не пользовался, более или менее, моим учением и наставлениями <…> не появлялась во время моего правления на театре никакая пьеса, в которой бы я советом или поправкою не участвовал».

Д. пользовался большим авторитетом у литераторов. По его замечаниям Сумароков внес изменения в роль Синава («Синав и Трувор»); Г. Р. Державиным были приняты его поправки к трагедии «Ирод и Мариамна», усиливающие ее сценичность; И. А. Крылову Д. помогал в работе над трагедией «Клеопатра» (не сохр.).

Литературная деятельность Д. началась в 1759, когда он напечатал элегию «Предвестия для нас плачевные свершились» и переводы с фр. трех «Речей» из журнала Р. Стиля и Дж. Аддисона «3ритель», сделанные по выбору Сумарокова (Трудолюбивая пчела, 1759, март, июнь, авг.). Д. — автор мн. переводных сочинений; среди них: «Добрая девка» — перевод оперы К. Гольдони «Добродетельная девушка» (сохранив сюжет, Д. внес изменения в характеры и расстановку действующих лиц; пьеса была представлена 2 июля 1782 в Кусковском театре гр. Шереметева с П. Жемчуговой в главной роли), а также др. пьесы — драма «Антигона» (1772) и опера «Армида» (1774) М. Кольтеллини, комедия Ш.-Ж. Фенуйо де Фальбера де Кенже «Честный преступник…»(1772), драма Б.-Ж. Сорена «Беверлей» (1773), комедии Ф.-Н. Детуша «Раздумчивый» (1775), Д.-А. Федерико «Служанка-госпожа» (1781), чувствительная драма А. Ле Блана де Гийе «Алберт Первый…» (1788), комические оперы Лоренцо да Понте «Дианино древо…» и «Редкая вещь» (обе — 1792), Д.-М. Фоппа «Трубочист-князь и князь-трубочист» (1795). Д. написаны аллегорический пролог на выздоровление вел. кн. Павла Петровича «Непостижимость судьбы» (1772) и статья о Я. Б. Княжнине (в изд.: Евгений — Снегирев. Словарь). Д. перевел также одну часть «Путешествия молодого Анахарсиса в Грецию» Ж.-Ж. Бартелеми, хотел переводить «Век Людовика XIV» Вольтера. Мн. сочинения Д. не сохранились. По свидетельству С. П. Жихарева, Д. с первых дней своей сценической деятельности собирал материалы, относящиеся к истории рус. театра, и в 1804 намеревался писать историю рус. театра, однако следы этой работы неизвестны.

Спорным является вопрос о принадлежности Д. анонимного лейпцигского «Известия о некоторых русских писателях…» (1768), в числе возможных авторов которого называли также А. А. Волкова, С. Г. Домашнева, В. И. Лукuна, П. Я. Штелина и др.

Д. состоял членом ряда научных и литературных обществ, в т. ч. Беседы любителей рус. слова; в 1802 был избран в члены Рос. Академии (21 июня читал свою вступительную речь) и принимал активное участие в ее работе: писал отзывы о драматических сочинениях и лингвистических трудах, напр. о «Российской грамматике» (1808) И.-С. Фатера и «Обозрении малороссийского наречия» (1818) А. П. Павловского. 17 дек. 1807 в торжественном собрании Рос. Академии Д. прочел «Слово похвальное А. П. Сумарокову» (СПб., 1807).

В дек. 1791 Д., А. И. Клушuн, П. А. Плавuльщиков и И. А. Крылов организовали издательство «Типография И. Крылова с товарыщи», но Д. постепенно отошел от дела.

Женой Д. (с 1758) была А. М. Мусина-Пушкина (1740—1782), одна из первых рус. актрис.

10 июня 1842 в Петербургском Большом театре состоялся спектакль, сбор от которого пошел на сооружение памятника Д.

Лит.: Кони Ф. А. И. А. Дмитревский. — Пантеон рус. и всех европ. театров, 1840, ч. 1, № 3; Геннади. Словарь, т. 1 (1876); Сухомлинов. Рос. Академия, вып. 7 (1885); Сухомлинов М. И. Исслед. и статьи по рус. лит. и просв. СПб., 1889, т. 2; Руднев Я. Дмитревский И. А. — В кн.: Рус. биогр. словарь, т. «Дабелов — Дядьковский» (1905); Горбунов И. Ф. Соч. СПб., 1910, т. 3, ч. 5; Всеволодскuй-Гернгросс В. Н. И. А. Дмитревский: Очерк истории рус. театра. Берлин, 1925; Бабинцев С. М. И. А. Крылов: Очерк его издат. и библ. деятельности. М., 1955; Жихарев. Зап. (1955); Левин. Англ. журналистика (1967); Сперанская В. В. Г. Р. Державин и И. А. Дмитревский: (К творческой истории трагедии Г. Р. Державина «Ирод и Мариамна»). — В кн.: Вопр. рус. и зарубеж. лит. Тула, 1971;  Дuнерштейн Е. А. Лейпцигское «Известие о некоторых русских писателях» и его автор. В кн.: Журналистика и лит. М., 1972; Берков. История комедии (1977); История драм. театра, т. 1 (1977); Любомудров М. Н. Века и годы старейшей сцены. М., 1981; Старикова Л. М. Два письма актера Ивана Афанасьевича Дмитревского. — В кн.: Памятники культуры: Новые открытия / Ежегодн. 1982. Л., 1984.

Е. Д. Кукушкuна, Л. М. Cтapuкoвa