ГУМИЛЕВСКИЙ Михаил

ГУМИЛЕВСКИЙ Михаил (в монашестве — Моисей) [1747, Владимир — 5 (16) X 1792, Феодосия]. С 1770 учился во Владимирской дух. семинарии, с 1774 — в Славяно-греко-лат. академии, по окончании которой оставлен в ней учителем древнеевр. и греч. языков (1777). Г. покровительствовал ректор академии митрополит Платон Левшин. 15 дек. 1779 Г. принял постриг, в 1781 назначен учителем риторики, в 1783 — проповедником, в 1785 — учителем философии, в 1786 — префектом академии. Г. был также проповедником (с 1781) и игуменом (с 1784) Московского Знаменского монастыря. В 1786—1788 он исполняет обязанности цензора московской духовной цензуры.

В нач. 1788 Г. А. Потемкин вызвал Г. в Молдавию, назначив его обер-иеромонахом в действующую армию. С 1790 Г. был архимандритом-проповедником Екатеринославского Спасо-Николаевского монастыря. В 1791 Г. возводится в сан епископа феодосийского и мариупольского. Был убит своими слугами. В. Г. Рубан написал стихотворное «надгробие» Г. (1794), а Августин Виноградский — «Елегию на Моисея, епископа, смертию насильственною убитого» (1795; на лат. яз.).

Г. принадлежат переводы с греч. следующих сочинений: «Беседы о совершенстве» (1782) Макария Египетского, «О небесной иерархии…» (1786) и «О церковном священноначалии» (1787) Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Беседы» (1788) патриарха иерусалимского Хрисанфа. Г. приписывался прозаический перевод «Одиссеи» (1788; переводчик — П. Е. Екимов). Им же, видимо, была составлена «Еллиногреческая грамматика на русском языке», завершенная и подготовленная к печати С. Протасовым (1788). Г. начал, но не окончил перевод с фр. многотомного труда аббата К. Флери «Церковная история».

Г. писал много стихов на рус., лат. и греч. языках. Среди них ода Иннокентию Нечаеву, архиепископу псковскому и рижскому, известному меценату (1775), приветствие Платону Левшину (1777), «надпись» и ода Екатерине II (1788) в честь дня рождения внука Александра.

Г.-проповедник оставил две краткие надгробные речи Потемкину (1792), «российскому Ахиллесу», «искусному создателю флотов», «удивлению Европы». Как проповедник, Г. примыкал к «нравственно-практической» школе Платона Левшина, которая требовала ясности и строгости стиля, призывала избегать церковнославянизмов и варваризмов.

Лит.: Евгений. Словарь исторический, т. 1 (1827); Смирнов. Моск. академия (1855); Сергий, архим. Ист. описание Моск. Знаменского м-ря. М., 1866; Филарет. Обзор, кн. 2 (1884).

Ю. К. Бегунов