ГОРКА Андрей

ГОРКА Андрей (в монашестве — Лаврентий) [1671, м. Лавров, близ Львова — 10 (21) IV 1737, Хлынов]. Учился в Киево-Могилянской академии, где затем преподавал пиитику (с 1706) и риторику (1708—1710). В академии написал учебники «Idea artis poeseos» (1707) и «Rhetorica» (1708), а также «трагедокомедию» «Иосиф, патриарха…» (1708) на традиционный для школьной драмы библейский сюжет, которая по сатирической остроте уступает «трагедокомедии» Феофана Прокоповича.

«Idea artis poeseos», использующая поэтики Иеронима Виды, Скалигера, Якова Понтана и Феофана Прокоповича, разделена на четыре книги. В кн. 1 излагаются взгляды на поэзию, дается понятие о поэтическом вымысле, основных поэтических средствах; к ней приложен историко-мифологический словарь. Кн. 2—4 посвящены описанию конкретных родов поэзии с указанием метров, которые надлежит использовать в том или ином роде. Пиитические правила поясняются разнообразными примерами, чаще всего из лат. авторов; др. источником примеров для Г. был «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо. В последнем случае переводы сделаны как в привычных сафических строфах, так и в необычных для тогдашней укр. поэзии октавах и восходят к пол. переводу «Освобожденного Иерусалима» П. Кохановского. Учебник Г. стал практическим руководством для Киево-Могилянской академии, а затем послужил образцом для создания новых «поэтик» (напр., М. Е. Финицким).

В 1710—1720 Г. — игумен Выдубицкого монастыря в Киеве; с 1722 — архимандрит Воскресенского монастыря на Истре. По рекомендации Феофана Прокоповича, Г. был призван в Петербург для участия в Перс. походе Петра I и назначен обер-иеромонахом армии и флота; по существу на него возлагались обязанности историографа. Феофан Прокопович, рекомендуя Г. императору, писал, что он сможет описать поход «с надлежащими обстоятельствами», «без всякого украшения, простым стилем». Образованность и литературная одаренность Г. были замечены Петром: в сент. 1723 именным указом Г. был произведен в епископы астраханские, а в окт. того же года по личному распоряжению Петра ему поручается сочинение стихир в честь св. великомученицы Екатерины (ЦГИА, ф. 796, оп. 4, № 526). В Астрахани Г. выступает с поучениями и проповедями (одобрительный отзыв о них см. в изд.: Новиков. Опыт словаря (1772)). После смерти Петра отношения Г. с Синодом ухудшаются из-за доноса некоего лейб-гвардии солдата Матвея Ивина о том, что Г. не принял своевременно присяги на верность императрице Екатерине I. В ответ Г. заверял, что это произошло «не от какой противности, но от недоумения моего <…> а еще от тяжкой скорби моей».

В сент. 1727 Г. был переведен в Устюг, с 1731 по 1733 был епископом в Рязани. Г. проявляет большую заботу о рязанской архиерейской школе, но обстоятельства складываются для него неблагоприятно. В авг. 1733 Г. была поставлена в вину «суетная корреспонденция» по делу об убийстве попами Тимофеем Николаевским и Михаилом Михайловым своих близких, а 26 сент. 1733, обвиненный в «известных продерзостях», он был по именному указу переведен в Вятскую епархию, где и провел последние годы жизни (ЦГИА, ф. 796, оп. 14, № 310, л. 3).

В Вятке (Хлынове) Г. продолжал свою просветительскую деятельность. В 1734 им была создана славяно-лат. школа для детей не только духовного, но и светского звания. Для преподавания в ней Г. пригласил из Киево-Могилянской академии М. Е. Финицкого, Василия Лещинского и других. Г. почти ежедневно посещал школу, учащиеся которой в зимнее время «разыгрывали действа». В делах Синода сохранились документы, свидетельствующие о том, что в Вятке Г. не только «насаждал науки», но и решительно боролся со всякого рода злоупотреблениями, напр. потребовал  возвращения Трифонову монастырю государственных грамот и писцовых книг, тайно похищенных одним из архимандритов монастыря в 1734. Подобная деятельность вызвала ряд доносов на Г., которым не был дан ход только благодаря содействию Феофана Прокоповича. Это еще более озлобило врагов Г. В отместку они учинили разгром школы, что было для Г. тяжелейшим ударом. Этого второго после известия о смерти Феофана Прокоповича тяжелого потрясения Г. не смог перенести: парализованный в янв. 1736, он через несколько месяцев скончался (ГАКО, ф. 237, оп. 76, № 22, л. 3).

После смерти Г. осталась библиотека из 355 книг, которую он собирал с 1711 (реестр — ЦГИА, ф. 796, оп. 18, № 142, л. 4). Основная часть книг была Синодом передана в Славяно-греко-лат. академию; 42 книги оставались в Хлынове «при основанных Лаврентием школах». Среди собранных Г. авторов — Гомер, Гораций, Вергилий, Сенека, Марциал, Цицерон, Петроний, Л. Гранда, Григорий Назианзин, Т. Кампанелла, Данте, Г. Греции и др.; две книги имеют автографы П. Могилы, на нескольких книгах — автографы Феофана Прокоповича. В настоящее время пять книг из библиотеки Г. хранятся в Отделе редкой книги Кировской обл. б-ки им. А. И. Герцена.

Опубликованная переписка Г. с Феофилом Кроликом относится к 1730—1731.

Лит.: Любарский П. Иерархия вятская и астраханская. — Чтения в О-ве истории и древностей рос., 1848, кн. 7; Никитников Г. Иерархия Вятской епархии… Вятка, 1863; А. В. [Верещагин А. С.] Вятские стихотворцы. — В кн.: Календарь и памятная книжка Вятской губ. на 1897 год. Вятка, 1896; Описание документов и дел, хранящихся в арх. Синода. СПб., 1897, 1901, 1912, т. 5, 10, 12; Буевский А. [Верещагин А. С.] 1) Эпизоды из жизни основателя Вятской семинарии. Вятка, 1898—1902, вып. 1—2; 2) Первые «проповедники» на Вятке. — Тр. Вятской учен. арх. комис., 1905, вып. 3, отд. 2; Петров Н. И. Очерки из истории укр. лит. XVII и XVIII вв. Киев, 1911; Харлампович К. В. Малорос. влияние на великорус. церковную жизнь. Казань, 1913, т. 1; Никольский А. Лаврентий Горка. — В кн.: Рус. биогр. словарь, т. «Лабзина — Лященко»(1914); Лужный Р. «Поэтика» Феофана Прокоповича и теория поэзии в Киево-Могилянской академии. — В кн.: XVIII век. М.; Л., 1966, сб. 7; Lewin P. Wykłady poetyki w uczelniach rosyjskich XVIII w. (1722—1774). Wroclaw, 1972; Преснецов Р. «… Который первый здесь науки насадил». — В кн.: Вятка / Краевед. сб. Киров, 1975; Изергина Н. П. Писатели в Вятке. Киров, 1979.

Н. П. Изергина, Л. Н. Лузянина