ВЯЗМИТИНОВ Сергей Кузьмич

ВЯЗМИТИНОВ (Вязьмитинов) Сергей Кузьмич (Козмич) [1749 или 1744 — 15 (27) X 1819, Петербург]. Военный и государственный деятель; происходил из небогатых дворян Рыльского у. Курской губ., племянник Я. И. Булгакова; с 1818 — обладатель графского титула. В 1759 был зачислен в унтер-офицеры Обсервационного корпуса, в 1761 — прапорщик Ландмилицкого укр. корпуса, в 1762 переведен в Манежную роту. С 1768 флигель-адъютант при гр. 3. Г. Чернышеве, после 1770 — генеральс-адъютант; заведовал делами его походной канцелярии. Позднее командовал Астраханским полком (1786), Белорус. егерским (1790) и Оренбургским (1795) корпусами, Моск. мушкетерским полком (1795); участник сражений под Хотином, Вендорами и Аккерманом. Занимал мн. военно-административные посты: правитель Могилевского наместничества (1790), генерал-губернатор симбирский и уфимский (1794), военный губернатор в Оренбурге (1795), Каменец-Подольске (1795), Малороссии (1796), комендант Петербургской крепости (1797) и управляющий Комиссариатским деп. (1797). После короткой отставки (1799) был назначен первым в России министром военно-сухопутных сил (1802—1808); в 1805—1808, 1812—1818 также генерал-губернатор (главнокомандующий) Петербурга. В 1812—1816 в отсутствие А. Д. Балашова управлял М-вом полиции.

Современники сдержанно оценивали административные способности В. Признавая его ум, честность, трудолюбие, Ф. Ф. Вигель в «Записках» отметил, что долгая служба В. «в малых чинах при лицах не весьма вежливых начальников оставила в нем какое-то раболепство, не согласное с достоинством, которое необходимо для человека, поставленного на высокую степень», породила «старинного, честного, верного и преданного русского холопа». Возвышение В. при Александре I вызвало нападки в анонимной сатире «Бостон» («А ты, холоп виновой масти»), где вспоминалась опала В. при Павле I, и в столь же резком стихотворении «К Вязмитинову» (из серии пародийно-сатирических переложений 1-го псалма «Блажен муж…»), одна из строф которого посвящена семейным неурядицам В. (роман его жены с генерал-прокурором П. В. Лопухиным). С др. стороны, весьма положительно оценивали спокойные действия В. в Петербурге (по сравнению со шпиономанией в Москве при Ф. В. Ростопчине). Откликаясь на смерть В., Александр И. Тургенев в письме к П. А. Вяземскому писал: «Сколько бесполезных жертв подозрения пало бы в Петербурге, если бы человеколюбие и опытность его не спасали легкомыслия и болтовни нашего юношества». В частности, в 1794 В. в Симбирcке взял под покровительство семейство сосланного по делу Н. И. Новикова И. П. Тургенева, своего приятеля и сослуживца.

Не столько рвение, сколько служебная осторожность отличали и цензурные мероприятия В., ответственного в качестве министра полиции за контроль над цензурой, типографиями и книготорговлей. В этой области кроме изъятия из продажи ряда книг (в т. ч. «Российского Жилблаза» В. Т. Нарежного, 1814) общественный резонанс получили его запрещение публиковать критические рецензии на игру актеров императорских театров (1814), замечания по адресу лиц, находящихся на государственной службе, а также преследование «Духа журналов» (с 1814) Г. М. Яценкова. Известны также проекты В. о передаче цензуры из М-ва нар. просв. в ведомство полиции (1815—1817) и введении единообразного надзора за книготорговлей через гражданских губернаторов (1814), впрочем не получившие утверждения.

Не пройдя в юности никакой школы, В. приобрел культурные навыки с помощью усердного самообразования. По свидетельству Л. Н. Энгельгардта, он хорошо знал фр. язык, много читал (библиотека В. в 1820 поступила в Публ. б-ку — ЦГИА, ф. 733, оп. 87, № 105; Арх. ГПБ, ф. 1, оп. 1, № 14), был дилетантом-виолончелистом. Большой театрал, В., по крайней мере в петербургский период жизни, являлся постоянным посетителем театров (он скончался, собираясь на бенефис Е. И. Колосовой). О литературной чуткости В. говорит его обращение в 1781 к приобретавшему популярность жанру комической оперы. Его опера «Новое семейство» (муз. Фрейлиха), впервые сыгранная любителями в окт. 1781 при проезде наследника Павла Петровича с женой через Могилев (в имении 3. Г. Чернышева Чечерске) и тогда же опубликованная, несколько сезонов ставилась в Москве; в 1800-х гг. шла на петербургской сцене, позднее — в провинции (перепеч.: Рос. феатр, 1788, ч. 24). Хотя пьеса осталась единственным сочинением В. (атрибуция ему оперы «Кузнец» на муз. А. Буландта, ставившейся с 1784, весьма сомнительна), интерес к литературным занятиям он сохранил до кон. жизни. Ф. В. Ростопчин в записках о 1812 г. характеризует В. как любителя изящных искусств, сочинителя приятной музыки, человека, хорошо владевшего рус. языком. С 1790-х гг. В. близок с Г. Р. Державиным. В нач. XIX в. он бывал на литературных вечерах у будущих организаторов Беседы любителей рус. слова (А. С. Шишков, И. С. Захаров и др.). С. П. Жихарев, служивший при В., в 1807 отмечал, несколько восторженно, что хотя успех «Нового семейства» был случаен и не дает В. права на звание литератора, «чего, конечно, он и не добивается, но любовь его к словесности, желание следить за ее успехами и уважение к трудам литераторов заслуживают того, чтобы пред ним отворились двери и самой Академии». Стихи В. И. Соца на смерть В. были напечатаны в «Сыне отеч.» (1819, № 42).

Лит.: Энгелъгардт Л. Н. Зап. М., 1867; Вигелъ Ф. Ф. Зап. М., 1892, ч. 2; Светлов С. Ф. Рус. опера в XVIII столетии. — Ежегодн. имп. театров. Сезон 1897/1898, Прил., кн. 2; Затворницкий Н. М. Указатель биогр. сведений <…> по канцелярии Военного м-ва… СПб., 1909; Жихарев. Зап. (1955).

В. П. Степанов