ВИЦМАН Августин

ВИЦМАН Августин [ум. ок. 1806, Петербург]. Саксонский подданный, учился в Лейпциге, но, по-видимому, не завершил университетского курса. В 1767 служил одним из репетиторов при рус. юношах, отправленных в Лейпцигский ун-т (А. Н. Радищев, Ф. В. Ушаков и др.), и во время «бунта» рус. студентов против Георга фон Альтенбокума принял их сторону. Петер фон Гогенталь в донесении о конфликте (от 4 июня 1767) охарактеризовал В. как «известного в Академии < университете> неблагомыслящего человека, который когда-то сам должен был вследствие этого покинуть академические стены». Г. фон Альтенбокум (в рус. документах — Бокум) в письме к А. В. Олсуфьеву (14 июля 1767) обвинил В. в подстрекательстве студентов и сообщал, что, «избегая справедливого наказания за прочие худые свои поступки», он из Лейпцига скрылся. В., действительно, в эти дни на собранные студентами деньги уехал в Петербург, увозя жалобу своих учеников (от 9 июля 1767). Хотя ходатайство В. перед рус. властями осталось без успеха, Радищев посвятил В. прочувствованные строки в «Житии Ф. В. Ушакова» (1789): «Великодушный муж! Никто из нас не мог тебе за то воздать достойно, но ты живешь и пребудешь всегда в сердцах наших». Теплые отношения с В. он сохранил и позднее, в 1790 подарив ему, в числе немногих, экземпляр «Путешествия». По возвращении из ссылки он отдал своих малолетних детей в пансион В., по замечанию П. А. Радищева, «доброго и честного немца, старинного своего знакомого».

Возможно, с 1767 В. обосновался в Петербурге в качестве учителя. Не исключено, что отражением его деловых связей в эти годы являлась оставшаяся неизданной книга «Предложения и проекты о распространении российской торговли, поднесенные в 1775 г. графу А. Р. Воронцову». Первое сообщение о его самостоятельной педагогической деятельности относится к 3 мая 1776 в связи с открытием В. пансиона «для юношества обоего пола» (в Переведенских слободах, на Большой Мещанской). С 1 июля общеобразовательная программа пансиона была дополнена счетоводством и др. предметами, применительно к нуждам купечества. В 1778 В. объявил о заведении училища для крепостных, аргументируя его необходимость тем, что «невежество вредно благополучию народному»; план не был реализован, скорее всего из-за нежелания помещиков оплачивать обучение своих людей. 6 дек. 1779 при пансионе В. открылся класс фр. языка для приходящих детей, пользовавшийся успехом и просуществовавший до 1804; в это время пансион помещался уже на Мойке между Синим и Красным мостами, где 12 июля 1792 был официально зарегистрирован в числе частных учебных заведений (ЦГИА, ф. 733, оп. 95, № 74, л. 27 об.); в 1805 В. еще руководил им (ЛГИА, ф. 139, оп. 8, № 35, л. 33). К 1790-м гг. какая-то школа В. находилась также в Измайловском полку, в дома купца Поггенполя. Расширяя свою педагогическую практику, В. 7 июля 1794 напечатал программу открываемого Коммерч. уч-ща для людей разных сословий, запрещенного, однако, Приказом обществ. призрения, т. к. В. не был экзаменован в объявленных им к преподаванию дисциплинах.

Еще в 1776 В. завел одну из первых в России платных библиотек для чтения, сначала помещавшуюся на Фонтанке, а в 1777 переведенную на Невский проспект. При ней существовала книжная лавка, где продавались иностранные книги no напечатанному В. в 1777 каталогу. В 1778 В. сам приступает к издательской деятельности, предпринимая на нем. и рус. языках издание журнала «СПб. еженед. соч., касающееся до размножения домостроительства и распространения общеполезных знаний», выходившего с 3 мая; подписка в Ревеле, Москве и Петербурге была объявлена от лица «некоего общества», но, вероятнее всего, нем. вариант («St. Petersbur-gisches Wochenblatt…») составлял сам В.; на рус. язык его переводили В. Г. Костыгов и Д. М. Лодыгин. Журнал, рассчитанный «на всякого состояния людей», носил практический, утилитарный характер; литературная часть («сказки и прочие вещи, не приносящие пользы») в нем принципиально отсутствовала. Однако наряду с хозяйственными советами и рецептами здесь помещались нравоучительные статьи; ряд материалов касается темы крепостных и вообще простого трудового люда. Журнал прекратился на 26-м номере за недостатком подписчиков; В. также жаловался на хищения в типографии и недоброжелательную критику (см. рец.: СПб. вестн., 1778, № 8). Для просветительных намерений В. показательно, что он пытался продолжить издание на благотворительных началах, а остатки тиража в течение 1779—1780 раздавал бесплатно.

Издательская деятельность В. активизировалась в 1796; до 1805 он выпустил, гл. о. в типографии 1-го Кадет. корпуса, более 40 книг и брошюр, широко рекламируя их в «СПб. вед.». Они в значительной степени повторяли тематику журнала и также были обращены к широкому слою «недостаточных людей». В. пропагандировал начатки медицинских знаний, правила гигиены и доврачебной помощи, сообщал о новых способах ведения хозяйства и усовершенствованиях в этой области. Наиболее значительным компендиумом такого рода была его «Золотая книжка…», вышедшая в переводе С. Поручкина (1798—1800, ч. 1—4). Моралистическое направление в деятельности В. характеризуют такие брошюры, как «Должности честного человека» (1798), «Правила и нравоучительные изречения <…> для детей» (1798), «Нравоучительные наставления слугам, сочинение славного Лафатера» (1799), «Христианские мысли и правила…» (1804) и ряд др. аналогичных изданий. Некоторые из них напечатаны с параллельным иноязычным текстом и использовались при обучении переводу. Демократические симпатии В. прорываются иногда самым неожиданным образом: в книжке «О болезнях богатых и светских людей» (СПб., 1805) сатирически описывается жизнь состоятельных классов; социальная несправедливость осуждается в «Погребении собачки; послание к одному другу в Вену» (СПб., 1805).

Проекты В. по усовершенствованию общества воспринимались современниками как чудачества. В 1796 он задумал издать книгу «Россия превыше всего, если бы только хотела», направленную к «могуществу, богатству и счастию России»; издание не состоялось из-за отсутствия подписчиков. Согласно обширному плану среди прочего он собирался разработать вопрос о таком распространении нравственности в народе, чтобы делать людей благоразумными, «даже противу их воли», рассматривал преимущества частного и государственного воспитания, предлагал проект «национальной библиотеки». 30 окт. 1802 В. обращался в Деп. нар. просв. с жалобой, что цензура не пропустила объявление-анонс о книге; в сент. 1804 — с прошением на высочайшее имя содействовать печатанию своего труда, однако книга не появилась в печати (ЦГИА, ф. 1486, оп. 20, № 77). «Не дельными» были признаны и прожекты, с которыми В. неоднократно обращался к Павлу I (ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3. № 62272; № 64453, л. 13; ЦГИА, ф. 468, оп. 43, № 498; СПб. вед., 1797, 30 июня, № 52, с. 1045; 1798, 19 янв., № 6, с. 99).

Издания В. выходили без указания автора; в основном это компиляции и переработки почерпнутых из нем. прессы материалов, иногда подготовленные с помощью рус. переводчиков, особенно в первый период деятельности В., когда он еще недостаточно знал рус. язык. Среди объявленных, но оставшихся неопубликованными трудов В. есть сочинения литературного характера: пособие по самообразованию «Наука с пользою читать книги» и «История итальянской литературы».

Многочисленные публикации В. прекращаются в 1806. Его пансион, во главе которого стояла Анна Вицман, существовал еще в 1823 (ИРЛИ, ф. 263, оп. 3, № 177). А.-Ф. и П.-Ф. Вицманы (служили в Петербургском ценз. комитете и Деп. нар. просв.), видимо, сыновья В., в 1812 приняли русское подданство (ЦГИА, ф. 733, оп. 95, № 1088, л. 28; ф. 777, оп. 1, № 155; № 156, л. 5; № 187, л. 13 об.).

Лит.: Геннади. Словарь, т. 1 (1876); Столпянский П. Н. 1) Частные школы и пансионы Петербурга. — Журн. М-ва нар. просв., 1912, № 3; 2) Старый Петербург: (Август Вицман — один из былых петербургских педагогов кон. XVIII в.). — Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности, 1915, № 3; Берков П. Н. Кому Радищев подарил экземпляры «Путешествия». — В кн.: Радищев / Ст. и мат-лы. Л., 1950; Старцев А. Унив. годы Радищева. М., 1956.

В. П. Степанов