БЫКОВСКИЙ Иван

БЫКОВСКИЙ Иван (в монашестве — Иоиль) [1706 — 25 VIII (5 IX) 1798, Ярославль]. С 1741 по 1752 или 1753 учился в Киево-Могилянской академии. В 1757 принял монашество и стал учителем аналогии в Киево-Могилянской академии. В февр. 1758 Киевская дух. консистория отправила его в Петербург преподавать в Сухоп. шлях. корпусе. В нач. 1760-х гг. переведен в Чернигов архимандритом Троицкого Ильинского монастыря, с 1776 — архимандрит Спасо-Ярославского монастыря, до 1787 — ректор семинарии при Спасо-Ярославском монастыре и духовный цензор печатавшихся книг. 3 июля 1787 по «высочайшему указу» об упразднении Спасо-Ярославского монастыря и превращении его в архиерейский дом Б. был уволен на пенсию (в размере годового архимандритского жалованья) и остался жить в монастыре, отстраненный от всех дел. Б. издал «Букварь, или Начальное учение хотящим учитися книг писмены славенскими» (Чернигов, 1765) и компилятивный трактат духовно-нравственного содержания «Истина, или Выписка о истине» (Ярославль, 1787), содержавший более тысячи выписок из 220 книг разного содержания, причем не только из богословских сочинений, но и из таких изданий XVIII в., как «Славенские сказки», «Домашний лечебник», «Флоринова экономия», из трудов М. В. Ломоносова, из «СПб. вестн.», «Полезного увеселения», «Живописца» Н. И. Новикова, из произведений Цицерона, Сенеки, Пола, Вольтера и из фр. «Энциклопедии». В предисловие к «Истине...» Б. включил автобиографические сведения. Известны три проповеди Б.: «1760 года, февраля 27 дня <...> в Кадетском корпусе», в том же году «на посещение епархии» и «на день Преображения», произнесенная Б. 6 авг. 1778 в Спасо-Ярославском монастыре. В рукописных сборниках Б. сохранились многочисленные произведения Феофана Прокоповича, переписанные в бытность Б. преподавателем Киево-Могилянской академии. В течение длительного времени с именем Б. связывалась история рукописи «Слова о полку Игореве». Подпись Б. имеется на пяти описях монастырского имущества, хранившегося в ризнице Спасо-Преображенского собора, где среди прочего описан и «хронограф в десть», в одном сборнике с которым находилось «Слово о полку Игореве». Как утверждал в 1813 (после гибели рукописи «Слова» в московском пожаре) А. И. Мусин-Пушкин в письме к К. Ф. Калайдовичу, он стал владельцем рукописи, купив ее у Б. после того, как тот «ушел на покой». В действительности Мусин-Пушкин получил рукопись от Арсения Верещагина, по-видимому, в 1789—1790. Именно по распоряжению последнего был составлен нашедший отражение в монастырской описи 1788 акт о том, что «Хронограф в десть» якобы «за ветхостию и согнитием <...> уничтожен». Книги из библиотеки В., выявленные В. В. Лукьяновым, хранятся в Отд. редких книг Ярославского Музея-заповедника и в Фундам. б-ке Ярославского пед. ин-та им. К. Д. Ушинского.

Лит.: Лукьянов В. В. Первый владелец рукописи «Слова о полку Игореве» — Иоиль Быковский. — В кн.: Тр. Отд. древнерус. лит. М.; Л., 1956, т. 12; Прийма Ф. Я. К истории открытия «Слова о полку Игореве». — Там же; Дмитриев Л. А. История открытия рукописи «Слова о полку Игореве». — В кн.: «Слово о полку Игореве» — памятник XII в. М.; Л., 1962; Крестова Л. В., Кузьмина В. Д. Иоиль Быковский, проповедник, издатель «Истины» и первый владелец рукописи «Слова о полку Игореве». — В кн.: Древнерус. лит. и ее связи с новым временем. М., 1967; Моисеева Г. Н. Спасо-Ярославский хронограф и «Слово о полку Игореве». Л., 1976; Дмитриев Л. А. К вопр. об истории открытия рукописи «Слова о полку Игореве». — Рус. лит., 1981, № 3; Прийма Ф. Я. Нужна ли здесь поспешность? — Рус. лит., 1982, № 1; Козлов В. П. 1) К истории «Слова о полку Игореве» в кон. XVIII в. — В кн.: Исслед. «Слова о полку Игореве». Л., 1986; 2) Некоторые вопр. изучения древнерус. поэмы в XVIII в. — Вопр. истории, 1986, № 1; Моисеева Г. Н. О времени ознакомления И. П. Елагина с рукописью «Слова о полку Игореве». — Там же.

Г. Н. Моисеева