БЕСТУЖЕВ Александр Федосеевич [24 XI (5 XII) 1761 — 20 III (1 IV) 1810, Петербург, похоронен на Смоленском кладбище]. Происходил из дворянского рода. С 27 мая 1772 учился в Греч. гимназии при Арт. и инж. корпусе. Окончив его в 1779 и получив чин инженер-прапорщика, оставлен в корпусе в качестве преподавателя. 24 янв. 1780 произведен в штык-юнкеры; 20 июня 1784 — в подпоручики.
В 1788 в связи с начавшейся рус.-швед. войной перешел в артиллерию действующего флота. 6 июля 1788 участвовал в морском сражении, командуя пушками «весьма исправно со всякою расторопностию и неустрашимостию».Был тяжело ранен в голову, и его хотели бросить за борт, считая мертвым, но по просьбе «нижних чинов» доставили на берег. Здесь более полугода его выхаживали крепостной слуга Федор и девушка-мещанка Прасковья Михайловна, на которой он затем женился. Несмотря на серьезные последствия ранения, Б. продолжал службу. С 13 марта 1789 — поручик. 23 — 24 мая и 22 июня 1790 он снова участвовал в морских сражениях, проявив смелость и находчивость во время пожара на корабле (аттестаты Б. 1788 и 1790 гг. — ИРЛП, ф. 604, № 4). Оставив из-за состояния здоровья морскую службу, 20 нояб.1797 Б. был «по прошению уволен к статским делам» в чине кол. асессора. 17 февр. 1800 Б. был назначен правителем канцелярии при А. С. Строганове, президенте Академии художеств и главном начальнике Экспедиции мраморной ломки и приисков цветных камней. С 12 июня 1800 Б. — надв. советник, с 22 дек.1800 — кол. советник, с 17 февр.1802 — ст. советник (формуляр 1809 г. — ГПБ, ф. 69, № 1). Некоторое время Б. Был конференц-секретарем Академии художеств при Строганове, высоко ценившем его образованность и нравственные качества. Б. назначили также главным управляющим Екатеринбургской гранильной фабрикой, которую он поднял «из ее ничтожества». Б. — инициатор основания отечественной фабрики белого (холодного) оружия и деятельный участник создания (1804) бронзолитейных мастерских в Петербурге, предназначенных для изготовления монументальных городских украшений и выполнения заказов, связанных со строительством Казанского собора. В доме Б. бывали М. И. Козловский, В. Л. Боровиковский (в 1806 написал портреты Б. и его жены), И. Е. Хандошкин, Н. Я. Озерецковский, А. И. Корсаков и др. деятели науки и искусства. Он собрал ценную коллекцию минералов, камней, картин, эстампов и др. произведений искусства, моделей пушек, крепостей и знаменитых архитектурных сооружений, устроив в своем доме на 4-й линии Васильевского острова «богатый музей в миниатюре». В обширной библиотеке Б. Были книги на разных иностранных языках (изв., что Б. прекрасно владел фр.) и «все, что только появлялось на русском языке примечательного». С большим вниманием и заботой Б. Относился к воспитанию своих детей: пяти сыновей и трех дочерей.
По свидетельству М. А. Бестужева, Б. еще во время военной службы «много занимался по различным отраслям военных наук и писал различные трактаты». В 1797 он завершил работу над трактатом «О воспитании», в котором, используя некоторые идеи Г. Филанджиери, развивал просветительские принципы педагогики. По мнению С. М. Бородина, ч. 1 сочинения принадлежит И. П. Пнину, который был дружен с Б. и некоторое время жил в его доме. Летом 1797 Б. Поднес трактат вел. кн. Александру Павловичу, который, не зная, «как примет государь отец» (Павел I), просил сочинение «раздробить в повременное издание», взявшись его финансировать. В посл. сумма, выдававшаяся на журнал, была превращена в пожизненный пансион Б. Трактат печатался в каждом выпуске «СПб. журн.» (1798), издававшегося Б. и И. П. Пниным. В числе др. материалов здесь были опубликованы ч. 1 — 2 «Чистосердечного признания» Д. И. Фонвизина. Как упоминает А. А. Бестужев, из-за этой публикации Б. вызывали на дуэль. По убедительному предположению П. Н. Беркова, Б. принадлежит характеристика Фонвизина и его творчества, предваряющая публикацию «Чистосердечного признания» (СПб. журн., 1798, ч. 3, июль).В несколько переработанном виде трактат Б. Вышел отдельным изданием под загл. «Опыт военного воспитания…» (СПб., 1803). Во «Введении» подчеркивалось общественное значение воспитания и осуждалось «пренебрежение всего, что русским именуется». В самой книге содержались многочисленные примеры, связанные с отечественной историей и педагогикой: упоминались Минин и Пожарский, цитировался устав Кадет, корпуса и т. д. Публикуя «Правила военного воспитания…» (СПб., 1807),Б. указывал, что «начало, равно как и некоторые места этой книги», уже были напечатаны им в «СПб. журн.» и «Опыте военного воспитания», но «правила, здесь предлагаемые (исключая некоторых примеров и замечаний), изготовлены были гораздо прежде обоих тех изданий». Текст «Правил…»в основном совпадает (за искл. некоторых разночтений) с текстом рукописи «Опыт военного воспитания…», датированной 1797 (ГПБ, Эрмитажное собр., № 166). Анонимно Б. издал свои переводы с фр. В книге «Учение, нравственность и правила честного человека…» (СПб., 1807). В книгу вошли сочинения преимущественно философско-дидактического характера (в частности, отрывки из рассуждений Конфуция), а также прозаический перевод элегии Т. Грея «Сельское кладбище». Среди знакомых Б. литераторов помимо сотрудников «СПб. журн.» (И. И. Мартынов, П. А. Яновский, А. И. Бухарский, А. Е. Измайлов и др.) был и Н. С. Ильинский, которому Б. сделал дарственную надпись на одном из экземпляров журнала (ИРЛИ, Р. 1, оп. 2, № 71).Ильинский с уважением отзывался о Б. в своих «Записках» (Рус. арх., 1879, № 12). Н. И. Греч называл Б. «человеком умным и почтенным». Б. оказал значительное воздействие на формирование общественно-литературных и художественных интересов своих сыновей-декабристов. Н. А. Бестужев говорил о нем: «Я чувствовал себя под властию любви, уважения к отцу, без страха, без боязни непокорности, с полною свободою в мыслях и действиях, и вместе с тем под обаянием такой непреклонной логики здравого смысла, столь положительно точной, как военная команда» (изв. его переписка с отцом, относящаяся к 1805, — ИРЛИ, ф. 604, № 4, л. 4 — 10, 12 — 25 об.). А. Бестужев (Марлинский) писал: «Отец мой был редкой нравственности, доброты безграничной и веселого нрава. Все лучшие художники и сочинители тогдашнего времени были его приятелями». На надгробии Б. была надпись: «Бестужева здесь прах, Душа на небесах, Заслуги у царя, А имя на сердцах».
Архив Б. — ИРЛИ, ф. 604; отдельные материалы — ГПБ, ГБЛ.
Лит.: Бестужев А. А. Письмо к Н. А. Полевому от 9 июня 1831 г.— Рус. вестн., 1861, № 3; Семевский М. И. Николай Александрович Бестужев. — Заря, 1869, № 7; Бородин С. М. Рус. журналистика в кон. прошлого столетия. — Набл., 1891, № 3; Пб. некрополь, т. 1 (1912); Греч. Зап. (1930); Троцкий И. М. Семья Бестужевых: (Опыт идеолог. характеристики). — В кн.: Воспоминания Бестужевых. М., 1931; Воспоминания Бестужевых / Ред., ст. и коммент. М. К. Азадовского. М.; Л., 1951; Берков. Журналистика (1952); Орлов В. Н. Рус. просветители 1790 — 1800-х гг. М., 1953; Медынский Е. Н. Трактат отца декабристов А. Ф. Бестужева «О воспитании» (1798). — Сов. педагогика, 1955, № 11; Попов А. В. А. Ф. Бестужев: (Забытая страница истории рус. педагогики). — Сб. тр. Ставропольского пед. ин-та, 1958, вып. 13; Рус. просветители: (От Радищева до декабристов) / Под ред. И. Я. Щипанова. М., 1966, т. 1; Зилъберштейн И. С. Художник-декабрист Николай Бестужев. 2-е изд. М., 1977; Антология пед. мысли России XVIII в. М., 1985.
Н. Д. Кочеткова