КРАЙСКИЙ Петр

КРАЙСКИЙ Петр (в монашестве — Порфирий) [1707 — 7 (18) VII1768, Белгород]. Уроженец юго-зап. России, родственник ректора Славяно-греко-лат. академии Сильвестра Крайского. 17 лет учился в академии и по окончании курса в 1725 определен учителем в низшие классы; по др. сведениям, в 1727 дошел до класса богословия и окончил курс в 1730, а преподавал с 1725, еще будучи студентом. В 1730 — учитель старших классов, после пострижения в монашество в 1732 переведен в класс риторики. В 1733 посвящен в иеромонахи. 12 июля 1737 назначен учителем философии. С 1741 префект, а с сент. 1742 ректор академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря. В 1745 назначен членом следственной комиссии тайных розыскных дел при Моск. синод. конторе. 12 мая 1747 определен архимандритом Донского монастыря, одновременно оставаясь ректором академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря. В 1747 стал епископом Суздальским, с окт. 1755 — епископ Коломенский и член Синода, с окт. 1763 — епископ Белгородский.

В 1729 К. составил «Грамматику латино-словенскую» на лат. и рус. языках, по которой, очевидно, преподавал (РГИА, ф. 834, оп. 3, № 3375), а в 1732 — курс лекций по риторике «Artis rhetoricae praecepta». Среди слушателей К. в 1733—1734 был М. В. Ломоносов, который собственноручно переписал весь курс риторики, читаемый К. (РГБ, ф. 183, № 279). Будучи ректором, К. выполнял различные поручения Синода: в 1744 он сравнивал с греч. текстом и исправлял «Номоканон», напечатанный в Киеве (1624), позднее составлял чин для принятия католиков в православие, свидетельствованный в 1746 Иаковом Блонницким и изданный значительно позже (Чинопоследование соединяемых из иноверных к православной церкви. М., 1757).

В 1742 и 1750-х гг. было напечатано несколько проповедей К., произнесенных им в Москве в присутствии Елизаветы Петровны (изв. и в рукоп. традиции). Это типичные «слова» 1740-х гг.: основное место в них занимало прославление дочери Петра I Елизаветы, освободившей Россию от бироновщины, и обличение предшествующего царствования. В одной из проповедей 1742 К. поместил филиппику против «франкмасонов» (одно из самых ранних упоминаний о масонах в рус. печати). По словам Н. И. Новикова, «проповеди К. похваляются знающими людьми» (Новиков. Опыт словаря (1772)).

В 1755 К. написал «Разговор о богоспасаемом граде Суждале» (РНБ, Q.XVII.234, л. 65—91) — историческое описание Суздаля с перечислением князей, церквей, монастырей и т. д.

Лит.: Ларионов С. Опис. Курского наместничества. М., 1786; Смирнов. Моск. академия (1855); Воскресенский Г. А. Ломоносов и моск. Славяно-греко-лат. академия. М., 1891; Харлампович К. В. Малорос. влияние на великорус. церковную жизнь. Казань, 1914. Т. 1; Моисеева Г. Н. Значение моск. Славяно-греко-лат. академии в формировании Ломоносова-поэта //Ломоносов и книга. Л., 1986.

С. И. Николаев