КОНСТАНТИНОВ Трофим Васильевич

КОНСТАНТИНОВ Трофим Васильевич [1765 — после 1798]. Сын обер-офицера. Начал службу в Тульском наместническом правлении в 1777. 20 дек. 1780 был определен «на подканцеляристскую ваканцию» в Тульскую верхн. расправу 26 окт. 1781 назначен подканцеляристом, в 1782 переведен в Тульскую угол. палату, а 26 марта 1785 перемещен в Тульский верхн. зем. суд «на архивариусную ваканцию с награждением канцеляристом» (Формуляр 1796 г. — РГАДА, ф. 286, кн. 877, л. 306).

В 1780-е гг. К. участвовал как актер в спектаклях театра при Тульском наместничестве. В 1787 он был направлен для совершенствования своего актерского мастерства в петербургскую труппу, где пробыл до 1791. Затем служил в Казанском наместническом театре, во главе которого стоял прибывший из Петербурга «придворный» актер В. Р. Бобровский.

В 1793, в связи с намерением П. А. Плавильщикова выступать в Москве, К. был приглашен на придворную сцену с условием, что «должен он так, как и актер Плавильщиков, играть по драматическому театру первые роли и характеры в трагедиях, комедиях и драмах и делить оные с помянутым Плавильщиковым, а в небытность его, то все ему, Константинову, играть, да, сверх сего, если надобность потребует, то должен он занимать трагических царей и в операх петь благородных любовников». Находясь в Петербурге, К. сочинил драму (в 3-х д.) «Благовременное вспоможение» (1794; сведений о пост. нет), посвятив ее кн. Е. П. Долгоруковой (урожд. Бакуниной) в благодарность за «благодеяния». Драма, в которой прославляется бескорыстная доброта, спасшая жизнь обедневшему дворянину, заканчивается призывом ко всем богатым: быть милостивыми к неимущим. По ходу действия дается положительная оценка учреждению наместнических правлений и училищ для бедных. 21 янв. 1795 Акад. канцелярия постановила выдать К. 486 экземпляров драмы и не взыскивать с него деньги за печатание, т. к. он согласился с того же набора напечатать драму в ч. 43 «Рос. феатра», который продавался в пользу Академии.

В 1795 К. был определен на службу в Харьковское наместническое правление коллежским актуариусом. В том же году он с несколькими петербургскими актерами вошел в труппу Харьковского театра, взяв на себя обязанности антрепренера. К. явился одним из основоположников системы частной антрепризы в провинции. Труппа Харьковского театра, состоявшая прежде из актеров-любителей, исполнявших все, в т. ч. и женские, роли, при К. состояла из 6 актеров и 3 актрис и, по отзывам современников, была отлично «сгармонирована». Благодаря материальной поддержке со стороны губернских властей и дворянства расширился запас театральных декораций и костюмов, повысились оклады актеров. К. ставил пьесы «Тщеславный» Ф.-Н. Детуша, «Нанина» Вольтера, «Менехмы, или Близнецы» Ж.-Ф. Реньяра, «Беверлей» Б.-Ж. Сорена, «Хвастун» Я. Б. Княжнина, «Преступник от игры, или Братом проданная сестра» Д. В. Ефимъева и др. Сам К. выступал в ролях главных героев. Его игра отличалась большой эмоциональностью и выразительностью.

21 марта 1796 К. обратился в Сенат с просьбой освободить его от службы в Харьковском наместническом правлении и уволить «к приисканию другой» (РГАДА, ф. 286, кн. 877, л. 304). В кон. 1796 Харьковский театр был закрыт в связи с трауром по случаю смерти Екатерины П. К. продолжил антрепренерскую деятельность в Смоленске.

Лит.: Клинчин А. П. Константинов Т. В. // Театр. энцикл. Т. 3 (Кетчер — Нежданова) (1964); История драм. театра. Т. 1—2 (1977).

Е. Д. Кукушкина