ЛЯШЕВЕЦКИЙ Федор Александрович (в монашестве — Кирилл) [ок. 1720, с. Опошня на Полтавщине — 14(25) V 1770, Чернигов]. Родился в семье сотенного писаря Полтавского полка, впосл. священника. С сер. 1730-х гг. учился в Киево-Могилянской академии, по окончании курса в 1742 был назначен наставником вновь открытой Троицкой дух. семинарии; пострижен в монахи в 1746; с 1748 — префект семинарии Троице-Сергиевой лавры и с 1753 — наместник. В 1758 был посвящен в архимандриты Новоспасского монастыря в Москве, а затем в сан епископа Воронежского; в 1761— 1770 — епископ Черниговский.
К приезду в Троице-Сергиеву лавру Елизаветы Петровны 10 марта 1743 Л. написал панегирический диалог «Стихи по вопросам и ответам, сложенные от двоих учеников, пред великою монархинею сказыванные» (изд. 1975). В этом т. н. «Троицком диалоге» ярко проявилась традиция школьного панегирического диалога, идущая от Симеона Полоцкого и Феофана Прокоповича, а также от анонимного автора «Диалога отроков в похвалу наукам» (1702). В 1745 эти стихи читались в Новгородской дух. семинарии по случаю бракосочетания вел. князя Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны; тогда же «Троицкий диалог» использовал в качестве одного из источников «Тверской декламации» М. Г. Тихорский.
Л. принадлежат и «Стихи приветствительные от учеников Троицкой семинарии, пред всемилостивейшей государыней говоренные» (приуроченные к третьему посещению Троице-Сергиевой лавры Елизаветой Петровной в февр. 1744). Диалог состоит из девяти частей (по числу исполнителей); в него удачно введена картина ликующей природы. В обоих произведениях звучит одна и та же тема: дочь Петра I — достойная продолжательница его великого дела, мудрая правительница, покровительница наук и искусств.
К этому же посещению Л. написал «Речь императрице Елизавете Петровне при посещении Лавры» (1744), отличавшуюся краткостью и выразительностью слога. По мнению проповедника, Елизавета «действий Петровых, добродетелей Екатерининых живый миру показала партрет», а в руках ее «усмотряем <…> меч Петров, прежде преславными победами, ныне торжественным всенародного безмятежия лавром красящийся».
Л. произнес два «слова» в честь Сергия Радонежского — на 9 дек. 1745 и на 25 сент. 1749 (день преставления). Оба они написаны живым, образным языком и принадлежат к господствовавшему в елизаветинское время придворно-панегирическому направлению рус. проповеди (Стефан Калиновский, Гедеон Криновский, Димитрий Сеченов, Симон Тодорский, Кирилл Флоринский, Амвросий Юшкевич).
А. П. Сумароков высоко ценил проповедническое искусство Л. (см.: Сумароков А. П. Полн. собр. всех соч. М., 1787. Ч. 6).
После Л. осталась обширная библиотека, содержавшая более 1000 книг и поступившая в библиотеку Черниговской дух. семинарии.
Лит.: Евгений. Словарь исторический. Т. 1 (1827): История Троицкой семинарии // Творения св. отцов в рус. пер., изд. при Моск. дух. академии. М., 1861. Приб. Т. 38, кн. 4; Филарет Гумилевский. Ист.-стат. описание Черниговской епархии: Общий обзор. Чернигов, 1861. Т. 1; Филарет. Обзор (1884); [Без подписи]. Кирилл Ляшевецкий // Рус. биогр. словарь. Т. «Ибак—Ключарев» (1897); Адрианова-Перетц В. П. Новые мат-лы по истории рус. школьного театра XVIII в. [I Тр. Отд. древне-рус. лит. М.; Л., 1940. Т. 4; Пьесы столичных и провинц. театров первой пол. XVIII в. М., 1975.
Ю. К. Бегунов