ЛОПАТИНСКИЙ Федор Леонтьевич (в монашестве — Феофилакт)

ЛОПАТИНСКИЙ Федор Леонтьевич (в монашестве — Феофилакт) [ок. 1680 — 6 (17) у 1741, Петербург; похоронен в Александро-Невской лавре]. Происходил из волынских дворян. Учился в Киево-Могилянской коллегии, заканчивал образование, очевидно, в Польше. По свидетельству дат. посланника Ю. Юля в его «Записках» (1710), он был «человек высокообразованный, родился <…> и учился в Польше, в Лемберге» (Чтения в О-ве истории и древностей рос 1899. Кн. 3. Отд. 3. С. 213). По возвращении из-за границы Л. преподавал в Киево-Могилянской коллегии. После преобразования Славяно-греко-лат. академии (1701) был вызван в Москву. С сент. 1704 — наставник философии и префект, с 1706 до 1722 — наставник богословия, с 1708 — ректор академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря. В эти годы Л. составил курсы философии и богословия, в основу которых были традиционно положены системы Аристотеля и Фомы Аквинского. В 1709 он, выполняя поручение Петра I, составил «Службу благодарственную о великой Богом дарованной победе» (1709), правленную потом самим царем и положенную на музыку М. И. Ширяевым. В 1712 Л. впервые открыто выступил против своего бывшего товарища по Киево-Могилянской коллегии Феофана Прокоповича, обвинив его в приверженности к протестантизму и написав полемический трактат «Иго Господне благо, и бремя его легко» (рукопись — РГИА, ф. 834, оп. 3, № 2234) в ответ на сочинение Прокоповича «Об иге неудобоносимом». В предисловии Л. писал: «Вина убо сочинения книжицы сея есть писания противные, вносящие в мир российский мудрования оная реформатская, доселе в церкви православной не слышанная». Позднее, в 1718, Л., заручившись поддержкой Стефана Яворского, вместе с Гедеоном Вишневским вновь обвинил Феофана Прокоповича в неправославии, пытаясь тем самым воспрепятствовать его посвящении в епископы. Хотя Прокоповичу удалось довольно легко оправдаться, с этого времени началась открытая борьба между ним и Л. По указу Петра I от 14 окт. 1712 Л. вместе с Софронием Лихудом и Ф. Поликарповым под наблюдением Стефана Яворского начал заниматься исправлением московского издания перевода слав. Библии (1663) по греч., лат. и древнеевр. текстам. Работа по сверке всех книг Ветхого Завета (кроме Псалтыри) была закончена в 1720. В февр. 1724 Петр распорядился прежде печатания вновь проверить перевод, что было поручено Л. совместно с синодальным переводчиком Афанасием Кондоиди. После смерти Петра I издание было задержано, перевод пересматривался еще не сколько раз и был издан лишь в 1751 с учетом большинства исправлений, предложенных в 1713—1721 (т. н. «елизаветинская» Библия). Параллельно Л. занимался переводческой и проповеднической деятельностью. В 1718 по указу Петра I он начал переводить с лат. «Полидора Вергилия Урбинского Осм: книг о изобретателях вещей». Полный и точный, без отступлений от оригинала, перевод, изданный в Москве в 1720, является первым печатным сочинением энциклопедического характера на рус. языке. Славянизированный стиль перевода вызвал недовольство Петра I. В приложении к изданию «Книги историография» Мауро Орбини (1722) Л. поместил написанное еще в 1716 «Рассмотрение сея повести» — разбор главы книги, посвященной Кириллу и Мефодию. В нем он документально опровергает мнение Орбини о том, что первоучители славян были посланы в Моравию из Рима. Антикатолическое по свое направленности «Рассмотрение… долгое время приписывалось Феофану Прокоповичу.

В эти же годы Л. произнес несколько «слов», из которых самым значительным является «Слово о богодарованном мире», произнесенное 1 янв. 1722 по случаю заключения Ништадтского мира. Оно было напечатано гражданским кириллическим шрифтами и тогда же переведено Феофилом Кроликом на нем. язык. К этому времени относится и лат. ода Л. в честь кн. Д. Кантемира, помещенная в его «Книге Систима» (1722).

С 1722 начинается второй, «полемический», период творчества Л., связанный с быстрым его возвышением. 21 янв. 1722 Л. назначают вопреки его желанию советником Синода и 9 марта переводят архимандритом в Чудов монастырь. С февр. 1723 он епископ Тверской и Кашинский, 9 марта 1725 пожалован архиепископом. 10 июля 1725 назначен вторым вице-президентом Синода, где ему поручают ведать делами о раскольниках. В 1723 он начал писать «Обличение неправды раскольнической» (по распоряжению Синода было проверено и исправлено митрополитом Ростовским Арсением Мацеевичем и издано в 1745). Это подробный разбор апологетического старообрядческого сочинения А. и С. Денисовых «Поморские ответы». В 1725 было напечатано небольшое «Увещание к православным христианам», отредактированное Петром I, где Л. призывал старообрядцев к примирению с официальной церковью и к отказу от самосожжений. В эти же годы Л. подготавливает к изданию сочинение своего учителя Стефана Яворского «Камень веры» (оконч. 1713), запрещенное при Петре I из-за своей резкой антипротестантской направленности; книга вышла в 1728 с составленной Л. биографией Стефана Яворского и стихотворной подписью к его портрету. «Камень веры» вызвал бурную полемику в России и Европе; особенно резким был отзыв венского богослова И.-Ф Буддея. Л., искренне подозревавший в авторстве книги Феофана Прокоповича, написал в кон. 1730 «Апокрисис, или Возражение на письмо Буддея». Но издание этого сочинения было запрещено, а вскоре указом 1732 запрещен и сам «Камень веры». Положение Л. в Синоде ухудшилось, особенно после того как староцерковная партия, надеясь на восстановление патриаршества, стала прочить его в патриархи. В 1730 Л. испросил себе увольнение в епархию и занялся устройством епархиальной школы, музыкой и пополнением своей библиотеки (в ее описи значится 1416 назв. — РГИА, ф. 796, оп. 20, № 576, л. 115—174; само книжное собрание Л. хранится в БАН). Тогда же, очевидно, он написал на лат. языке «Зерцало горячайшего ко господу Богу духа» (изд. в рус. пер. Г. Щеголева в 1785; лат. ориг. неизв.) — медитативные «молитвословия» в элогиальном стиле.

Чтобы свести с Л. давние счеты, Прокопович воспользовался делом, возбужденным против близкого к Л. и заподозренного в сочинении пасквиля на Феофана Прокоповича Иосифа Решилова. В 1732 Л. был допрошен в Петербурге, но отпущен, в апр. 1735 вызван вторично, содержался в Тверском подворье, в дек. 1736 переведен в Петропавловскую крепость, подвергнут допросам и пыткам, признан виновным в «важных винах». 13 дек. 1738 лишен сана и заключен в Петропавловскую (по др. сведениям — Выборгскую) крепость. 30 дек. 1740 прощен, возведен в прежнее звание, но вскоре, разбитый параличом, скончался в Петербурге в доме архиепископа Новгородского Амвросия Юшкевича.

Видный представитель староцерковной партии, последователь Стефана Яворского, Л. был сторонником воссоединения зап. и вост. церквей (в дек. 1717 по поручению Стефана он переводил с лат. записку сорбоннских богословов по этому предмету) и не поддерживал мн. преобразований Петра I. Но по складу характера он не смог возглавить партию противников реформ, часто уклонялся от борьбы, шел на уступки и поэтому, по словам Арсения Мацеевича в предисловии к «Обличению неправды раскольнической», «до кончины жизни своея несносное терпел гонение и страдание».

М.-Ш. Фандербек, начальник военных госпиталей Петербурга, писал в 1725: «Наш ученый круг еще уважает Феофилакта Лопатинского, епископа Тверского <…>. Это человек самого многостороннего образования, знаток греческой литературы, которою занимался очень прилежно и с большими успехами <…>. Его непоколебимая честность во всех обстоятельствах жизни напоминает собою золотой век. Одним словом, если бы добродетель можно было бы нарисовать, то он был бы ее портретом» (Сын отеч. 1842. Ч. 1. № 1. С. 14). В 1749 Елизавета Петровна, благоволившая Л., велела Синоду освидетельствовать и напечатать «Иго Господне благо…». Платон Левшин в 1757 представил положительный отзыв о книге, но Синод решил дело только в марте 1769, прекратив его, «потому что в печатании оной ныне никакой надобности не состоит» (Христианское чтение. 1901. № 6. С. 983). Среди неизданных сочинений — трактат о таинствах крещения на лат. языке и несколько «слов» на церковные праздники, предположительно атрибутируемых Л. (см.: РГИА, ф. 834, оп. 3, № 1582—1585, 1588, 1589, 2252; РГБ, собр. О-ва изучения древностей рос., № 454, л. 143—246 об.; РНБ, собр. Титова, № 2395, л. 458—465).

Лит.: Смирнов. Моск. академия (1855); Чистович И. А.: 1) Исправление текста слав. Библии перед изд. 1751 г. // Православное обозр. 1860. № 4; 2) «Решиловское дело». СПб., 1861; Покровский Н. А. Феофилакт Лопатинский // Православное обозр. 1872. № 12; Архангельский А. Дух. образование и дух. лит. при Петре Великом. Казань, 1883; Морошкин И. А. Феофилакт Лопатинский, архиеп. Тверской // Рус. старина. 1886. № 1—2; Титлинов В. Феофилакт Лопатинский // Рус. биогр. словарь. Т. «Яблоновский — Θомин» (1913); Лавровский А. Н. Б-ка Феофилакта Лопатинского // Тр. БАН СССР и ФБОН АН СССР. Л., 1961. Т. 4; Мартынов И. Ф. Три ред. «Службы благодарственной о великой победе под Полтавой» // XVIII век. Л., 1974. Сб. 9; Панегирическая лит. петровского времени. М., 1979; Успенский Б. А., Шишкин А. Б. Тредиаковский и янсенисты // Символ. Париж, 1990. Т. 23.

С. И. Николаев