КОЛЫЧЕВ Василий Петрович

КОЛЫЧЕВ Василий Петрович [1736—1794, Москва; похоронен в Новоспасском м-ре]. По отцовской линии происходил из старинного боярского рода, мать — Е. В. Шереметева. Первоначальное воспитание получил дома. В 1752 К. был определен в Сухоп. шлях. корпус (РГВИА, ф. 314, оп. 1, т. 1, № 2595, л. 56 об.; № 2852, л. 56 об.).

Из корпуса был выпущен в Выборгский пехотный полк. Участвовал в Семилетней войне (1756—1763), о чем вспоминал в стихотворном автобиографическом послании «Письмо к князю П. А. Черкасскому». В 1762 — подпоручик. Выйдя в отставку в сер. 1760-х гг. в чине поручика, К. поступил на гражданскую службу в Москве, проводя каждое лето в имении с. Чоглоково Одоевского у. Тульской губ. Ведя уединенный образ жизни, К. интенсивно занимался самообразованием, сочетая увлечение литературой с активным интересом к естественным наукам, истории и философии. Эти последние его предпочтения нашли отражение в стихотворном «Письме к В. С. Шереметеву о пользе учения», в котором К. заявляет себя сторонником гелиоцентрического учения Коперника, осуждает религиозные суеверия, раскрывает значение в жизни людей научного знания. О широте познаний К. свидетельствует перечисление мыслителей древности и современности, которых он называет «наставники мои». Указаны также имена писателей, формировавших литературные вкусы К.: Ювенал, Н. Буало, Мольер, Х.-Ф. Геллерт, Вольтер, с одной стороны, и А. П. Сумароков и М. М. Херасков — с другой. Особо выделен им М. В. Ломоносов.

В 1781 К. выпустил сборник стихотворений «Труды уединения», который посвятил Н. П. Шереметеву. Кроме упомянутых стихотворных посланий в сборнике помещены мелкие лирические стихотворения, а также «Письмо американца к европейцу» в защиту идеи естественного равенства людей. Одновременно К. издает сборник пьес «Театр В. К.» (1781), в который вошли «трагедия гражданская в прозе» «Бедство, произведенное страстью, или Сальвиний и Адельсон» и комедии «Дворянющейся купец» и «Развратность, исправляемая благомыслием». Трехактная комедия «Дворянющейся купец», подражание «Мещанину во дворянстве» Мольера, осмеивает притязания невежественного купца на дворянское звание; при этом К. не отрицает важности и полезности в государстве купеческого сословия. В 1779 К. посетил Петербург с целью постановки (25 февр. 1780) на сцене Придворного театра своей комедии, которая заслужила, по отзывам современников, одобрение присутствовавшей на спектакле Екатерины II. Сохранилось свидетельство А. Т. Болотова о посещении им К. в Москве, чтении К. своей трагедии «Сальвиний и Адельсон» и объяснениях по ходу чтения пьесы (РГБ, ф. 298/IV (Н. С. Тихонравов), карт. 1, № 2, л. 1 об.). Отдельно К. издал «пастушью оперу» (в 2-х д.) «Тщетная ревность, или Перевозчик кусковский» и ее продолжение — развлекательный одноактный дивертисмент («малая опера») «Гулянье, или Садовник кусковский» (1781). В качестве музыкального сопровождения к песням и романсам «пастушьей оперы» были использованы фрагменты из различных фр. комических опер, а музыка увертюры и антракта принадлежала Г. Пуньяни, гастролировавшему в это время в России; «малая опера» сопровождалась музыкой И. И. Керцелли. Сочиненная специально для театра гр. П. Б. Шереметева «пастушья опера» была представлена летом 1781 в его имении Кусково и тогда же напечатана.

По-видимому, в конце жизни К. готовил новое издание своих стихотворений под назв. «Творения Василия Петровича Колычева. Труды уединения. Издание второе» (сохр. в рукописи: РГБ, ф. 396 (Ф. И. Буслаев), № 27). Помимо опубликованных ранее в сборник включено девять новых стихотворений. Среди них эпитафии В. М. Долгорукому-Крымскому и З. Г. Чернышеву, а также «Надпись к грудному изображению Б. П. Шереметева» на случай открытия в Эрмитаже памятника знаменитому фельдмаршалу, которому К. приходился внучатым племянником.

В 1783 К. женился на Д. А. Тихменевой (ум. 1817), внучке известного в царствование Петра I интенданта П. И. Машкова. Последнюю часть жизни К. в основном посвятил занятиям хозяйством в своем имении, причем входил во все подробности крестьянского быта, составил правила для управляющих имениями. Посетивший в 1794 имение К. в с. Чоглоково А. Т. Болотов был в восторге от радушия хозяина и рациональной организации хозяйства (см.: Жизнь и приключения Андрея Болотова… СПб., 1873. Т. 4. С. 1190—1191).

По свидетельству биографов К., ему принадлежат переводы комической оперы (в 1-м д.), «Два сильфа», комедии (в 5-ти д.) «Несчастный» (тексты обеих пьес не сохр.) и вольная переработка интермедии Ж.-Ж. Руссо «Деревенский колдун», приписываемая также В. И. Майкову. До 1917 бумаги К. хранились в семейном архиве Колычевых в с. Лукино Звенигородского у. Московской губ.

Лит.: Барон Б[оде], К[олычев] М. Л. Боярский род Колычевых. М., 1886; Голомбиевский А. А. «Святая могила»: Биогр. заметки о С. В. Колычеве // Рус. арх. 1904. Т. 3; Берков. История комедии (1977); Травников С. Н. Эпитафии В. П. Колычева // Жанровое своеобразие произв. рус. писателей XVIII—XIX вв.: Сб. науч. трудов. М., 1980.

Ю. В. Стенник