КОВАЛЕНСКИЙ Михаил Иванович

КОВАЛЕНСКИЙ (Ковалинский) Михаил Иванович [16 (27) II 1745, креп. Алексеевская Харьковской губ. — 6 (18) VI 1807, Москва; похоронен в Симоновом монастыре]. Сын священника. Образование получил в Харьковском коллегиуме, по окончании которого преподавал в нем в 1766—1769 пиитику. Затем жил в Петербурге. В 1770—1775 был воспитателем детей гетмана Украины К. Г. Разумовского; во время путешествия с А. К. Разумовским по Европе (1772—1775) завершил образование в Страсбургском ун-те. По возвращении в Петербург служил прокурором Военной коллегии; в сер. 1780-х гг. — правитель канцелярии Г. А. Потемкина. К этому времени относятся и литературные труды К. — напечатанный «иждивением книгопродавца К. В. Миллера» перевод составленных Ж-Д. Д’Аламбером «Записок Христины, королевы шведской» (1774) и две оды Екатерине II — на новый 1774 год и на день ее рождения 21 апр. 1774; созданные в это время оды, обращенные к Потемкину, не сохранились. Член Вольного Рос. собрания при Моск. ун-те с 5 дек. 1775.

В 1793 был уволен со службы «за воровство и грабеж» (см.: Арх. кн. Воронцова. М., 1876. Т. 8. С. 133), но по ходатайству A. M. Грибовского был назначен правителем Рязанского наместничества с переименованием из генерал-майоров в т. советники. С именем К. связано подавление бунта мастеровых на заводе Хлебникова в 1797. В 1801 Павел I назначил К. куратором Моск. ун-та. С 1804 — в отставке; жил в Москве и в своем имении Дедове Харьковской губ. «Очень умный, приятный и приветливый человек, хотя в бытность его губернатором и не то о нем говорили; но другие времена — другие нравы. Он, кажется, немного мистик. Обещал со временем ссудить меня сочинениями Сковороды, который был его наставником. Манускрипт этих сочинений беспрестанно у него на столе перед глазами», — писал С. П. Жихарев (Жихарев. Зап. (1955). С. 21—22; запись от 4 нояб. 1806).

Постоянное дружеское общение с Г. С. Сковородой с 1762 по 1794 определило духовное развитие К. Сохранилось ок. 80 писем Сковороды к К.; основная их часть относится к 1760-м гг. Ответные письма К. в настоящее время неизвестны. В письмах Сковороды почти отсутствуют автобиографические сведения и бытовые подробности; они прежде всего представляют свод этических наставлений и автокомментарий к его трудам. Стремясь развить в К. любовь к античной культуре, Сковорода писал ему на лат. и древнегреч. языках; часть писем представляет собой стихотворные послания. Ответные письма К. можно рассматривать как самостоятельное литературное произведение эпистолярного жанра.

Сковороде был посвящен первый перевод К. — «Испытанное дружество» Ж.-Ф. Мармонтеля (1771), подписанный инициалами «М. К.».

Важнейшим произведением К. явилась «Жизнь Григория Сковороды, написанная 1794 года в древнем вкусе», традиционно публикуемая вместе с сочинениями Сковороды и являющаяся основным источником сведений о его жизни и воззрениях. К этой своей работе К. приступил сразу же после смерти Сковороды и окончил ее ок. 1796 (один из списков нач. XIX в. озаглавлен «Жизнь малороссийского гражданина Григория Сковороды, написанная другом его М. К. в селе Хатетове в 1795» — РГБ, ф. 178, № 829). На основании 30-летней дружбы, бесед и переписки, сведений, полученных от общих знакомых, а также тщательного чтения сочинений самого Сковороды К., лучше чем кто-либо его знавший, стремился не только написать фактографически достоверную биографию, но и воссоздать его духовный мир. Философские воззрения Сковороды К. иногда воспринимал сквозь призму собственных идейных увлечений. Жизнь Сковороды с кон. 1770-х гг., когда общение и переписка с ним К. стали реже, почти не нашла отражения в указанном сочинении; зато в нем присутствовал углубленный анализ духовного мира философа.

Труд К. о Сковороде, а также собранные им сочинения последнего получили широкое распространение в копиях, преимущественно в масонской среде, нередко примыкая к традиционному корпусу «Герметической библиотеки», — «Жизнь Сковороды» входила в состав кн. 4 масонского рукописного сборника «Зеркало света», известного в ряде списков (напр.: РГБ, ф. 237, № 46). Очевидно, при содействии К. М. И. Антоновский анонимно опубликовал диалог Сковороды «Наркис» («Библиотека духовная, содержащая в себе дружеские беседы о познании самого себя», 1798). При жизни К. были напечатаны и отрывки из произведений Сковороды с краткими сведениями о нем («Начальная дверь ко христианскому добронравию» — Сионский вестн. 1806. Ч. 3).

Выдержки из «Жизни Сковороды» в печати появились лишь в работах о нем И. М. Снегирева (Отеч. зап. 1823. Ч. 16), Гавриила Воскресенского (История русской философии. Казань, 1840) и Г. П. Данилевского (Основа. 1862. № 8—9). Полностью труд К. был опубликован в 1886 Н. Ф. Сумцовым по копии «Житие Г. С. Сковороды, описанное его другом М. И. К-м» (Киев, старина. 1886. № 9), а затем в 1894 Д. И. Багалеем по автографу (Сб. Харьковского ист.-филол. о-ва. 1894. Т. 7).

«Жизнь Сковороды» во многом обусловила интерес к его личности. В кон. XIX в. биография Сковороды стала рассматриваться едва ли не как более яркое проявление духовных исканий, чем его собственные сочинения. Если для Л. Н. Толстого и сочинения Сковороды, и его жизнеописание, составленное К., имели одинаковую ценность (см.: Измайлов А. Две легенды // Рус. слово. 1910. 3 нояб. № 253), то для последующих поколений жизнетворческий опыт подражания Христу уже представлялся более значимым. Благодаря семейной преемственности (потомком К. был поэт С. М. Соловьев) учение Сковороды в изложении К. оказало серьезное влияние на Андрея Белого и В. Ф. Эрна, живших в Дедове.

Архив К. был передан его сыном в 1785 в Румянцевский музей (ныне РГБ, ф. 178, Музейное собр., № 4771; переписка К. 1760—1780-х гг.), откуда в 1955 автографы «Жизни Сковороды» и сочинений последнего поступили в отдел рукописей Ин-та литературы им. Т. Г. Шевченко АН Украины (ф. 86).

Лит.: Шевырев. Моск. ун-т (1855); Сумцов Н. Ф. [Предисл.] // Киев. старина. 1886. № 9; Никольский Б. В. Укр. Сократ // Ист. вестн. 1895. № 4; Бонч-Бруевич В. Д. [Предисл.] // Сковорода Г. С. Собр. соч. СПб., 1912. Т. 1. С. 43—49; Эрн В. Ф. Сковорода. М., 1912; Венгеров. Источники. Т. 3 (1914); Багалiй Д. И. Український мандрованний философ Гр. Сав. Сковорода. Харькiв, 1926; Махновецъ Л.: 1) Українськi письменники. Київ, 1960. Т. 1; 2) Про хронологiю листiв Сковороди // Радяньске литературознавство. 1972. № 4, 10; Ниженецъ А. М. На зломi двох свiтiв. Харькiв, 1970; Кукушкина Е. Д., Мартинов I. Ф. Невиiдома рукописна збiрка XVIII ст. // Радяньске литературознавство. 1975. № 2.

М. П. Лепехин