КНЯЖНИНА Екатерина Александровна

КНЯЖНИНА Екатерина Александровна [1746 (?), Петербург — 6 (17) VI 1797, там же; похоронена на Смоленском кладбище; в 1950-е гг. надгробный камень перенесен на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры]. Дочь А. П. Сумарокова. Образование получила домашнее; отец сам учил ее чтению, письму, грамматике и стихосложению. В самом юном возрасте К. проявила склонность к поэзии, которую поддерживал в ней отец. Однако, согласно преданию, Сумароков «почитал неприличным, чтоб стихи были писаны (и особенно где вмешивалась любовь) от лица женщины». Поэтому напечатанная в «Трудолюбивой пчеле» (1759. Март) «Элегия» (подп. — «Катерина Сумарокова») сочинена от лица мужчины.

По преданию, изложенному М. Н. Макаровым, уже к этому времени К. была предметом страстного поклонения со стороны Я. Б. Княжнина, который «советовался о своих стихах с будущей своею супругою» и, в свою очередь, «поправлял ей стихи». Как утверждает далее Макаров, Княжнин якобы уговорил композитора Г. Раупаха (автора музыки к опере Сумарокова «Альцеста», поставленной в 1758) сочинить музыку к любовным песням юной поэтессы и издал стихотворный сборник К. с нотами, в который вошли песни «Сокрылись те часы, как ты меня искала…», «В какой мне вредный день ты в том меня уверил…», «Мы друг друга любим, что ж нам в том с тобою…», «Позабудь дни жизни сей…», «Уж прошел мой век драгой…», «Тщетно я скрываю сердца скорби люты…». Узнав о поступке дочери, Сумароков рассердился и перепечатал эти шесть песен в «Трудолюбивой пчеле» (Нояб.) как принадлежащие ему самому. Макаров ошибочно приписал К., кроме песен, ряд др. стихотворений, эпистолу «К неправедным судьям», оду «Противу злодеев» и оду (опубл.: Трудолюбивая пчела. Май — см.: Дамский журн. 1830. № 29).

Эта версия была принята мн. последующими биографами К., а С. А. Венгеров даже перепечатал вместе с «Элегией» шесть песен и «Противу злодеев» в подборке стихотворений К. (Венгеров. Рус. поэзия. (1893—1901). Т. 1, вып. 6 (1897)). Однако шесть песен на самом деле принадлежат Сумарокову, и напечатаны они были впервые без разрешения автора в сборнике Г. Н. Теплова «Между делом безделье, или Собрание разных песен» (с муз. Теплова; 1759). Все приписываемые К. стихотворения и песни, за исключением «Элегии», также созданы в действительности ее отцом и включены Н. И. Новиковым в «Полное собрание всех сочинений» Сумарокова. Однако тот же Новиков (хорошо знакомый как с К., так и с Сумароковым) сообщал, что К. «писала весьма изрядные стихотворения, напечатанные в ежемесячном сочинении “Трудолюбивой пчеле”» (Новиков. Опыт словаря (1772)). По-видимому, речь идет о каких-то опубликованных анонимно произведениях К.

Когда Сумароков в 1765—1766 разъехался с женой, дочь осталась при отце и с ним переехала в Москву в марте 1769. «... От матери она не получает ни полушки, — писал Сумароков о дочери. — А ныне, отъезжая в Москву, я ее на малое призрение матери, которая о ней не печется, оставить уже не отважуся» (Письма рус. писателей (1980). С. 116). В том же году для «устройства собственных дел» в Москву приехал Княжнин, воспользовавшийся случаем поднести рукопись первой своей трагедии «Дидона» «отцу русского театра». Сумароков принял Княжнина благожелательно, а дочь его «обратила на себя внимание нового писателя». Приятель Княжнина Ф. Г. Карин взялся быть сватом и получил согласие Сумарокова на брак дочери с Княжниным (эту историю со слов Карина подробно описал С. Н. Глинка). Правда, П. Н. Берков высказал мнение, что свадьба состоялась в 1768, а в Москву с Сумароковым уехала вторая дочь, Прасковья. Однако сын К., А. Я. Княжнин, Евгений Болховитинов (по запискам и рассказам хорошо знавшего Сумарокова друга Княжниных И. А. Дмитревского) и С. Н. Глинка свидетельствуют, что сватовство происходило в Москве. Свадьба же, по словам сына, состоялась в Петербурге.

Достоверные сведения об участии К. в литературной жизни крайне скудны. П. Н. Берков утверждал даже, что и стихотворение, напечатанное в «Трудолюбивой пчеле», сочинено самим Сумароковым, «подпись же “Катерина Сумарокова” сделана, так сказать, для отвода глаз, и никакой поэтессой дочь Сумарокова не была: ни одного ее более позднего произведения неизвестно». Вывод этот несостоятелен, ибо в «СПб. вестн.» за 1778 (Ч. 1) напечатана «Элегия» с подписью «К***а К***а» (т. е. «Катерина Княжнина»).

В письмах М. Н. Муравьева за 1781 глухо сообщается, что некий Арсеньев, которому «покровительствует» К., пишет несколько сатир против Н. П. Николева, Ф. Г. Карина, А. С. и Д. И. Хвостовых и др. (по предположению В. П. Степанова, одна из этих сатир — анонимный «Обед Мидасов»; однако в ней неоднократно упоминается в паре с В. В. Капнистом сам Арсеньев). Существует предание, будто бы во время первого представления комедии Николева «Самолюбивый стихотворец» на Придворном театре 15 июня 1781 (поставлена была первоначальная редакция комедии в 3-х д., более грубая, чем опубликованная пьеса в пяти актах) из ложи, где сидела К., раздался свист, подхваченный «во всех местах и многими зрителями, оскорбленными поруганием отца нашего театра» — Сумарокова. Так было положено начало традиции освистывания плохих пьес в рус. театре. Сама К. в связи с данным представлением написала эпиграмму на Николева (не найдена), который, в свою очередь, сочинил несколько грубых стихотворений, направленных против К.

Хотя Княжнины жили достаточно скромно, у них, по свидетельству С. Н. Глинки, был «открытый дом», где бывали Ф. Г. Карин, Г. А. Потемкин, И. А. Дмитревский и др. Представление о доме Княжниных как о некоем «аристократическом салоне» не более чем легенда. Нападки И. А. Крылова на К. в его злобном памфлете «Проказники», в «Почте духов» и др. сочинениях вызваны какой-то личной обидой.

Лит.: Голицын. Словарь (1889); Владимиров П. В. Первые рус. писательницы XVIII в. и участие рус. женщины в развитии нар. словесности и древнерус. письменности. Киев, 1892; Глинка С. Н. Зап. СПб., 1895; Венгеров. Рус. поэзия. Т. 1, вып. 6 (1897); Гуковский Г. А. Рус. поэзия XVIII в. Л., 1927; Берков П. Н. «Хор ко превратному свету» и его автор // XVIII век. М.; Л., 1935. [Сб. 1]; Гуковский Г. А. О «Хоре ко превратному свету»: (Ответ П. Н. Беркову) // Там же; Ливанова Т. Н. Рус. муз. культура XVIII в. в ее связях с лит., театром и бытом. М., 1952. Т. 1; Берков П. Н. Несколько справок для биографии А. П. Сумарокова // XVIII век. М.; Л., 1962. Сб. 5; Степанов В. П. К истории лит. полемик XVIII в.: («Обед Мидасов») // Ежегодник Рукоп. отдела Пушкинского дома на 1976 год. Л., 1978.

В. А. Западов