ЛЕВШИН Петр Георгиевич (в монашестве — Платон)

ЛЕВШИН Петр Георгиевич (в монашестве — Платон) [29 VII (9 VIII) 1737, с. Чашниково Московской губ. — 11 (23) XI 1812, Вифанский м-рь в Московской губ.; похоронен в пещере церкви Воскресения Лазаря там же]. Сын причетника Георгия Данилова, брат А. Г. Левшина. В раннем возрасте научился грамоте, затем учился в Коломенской дух. семинарии. Поступление отца на службу в Москву викарным священником церкви св. Николая дало возможность Л. вместе с братом перейти в Славяно-греко-лат. академию, где они приняли фамилию Левшиных.

Л. самостоятельно изучил не входившие в курс обучения географию, историю, греч. язык по учебникам грамматики, а также посещая службу в греч. монастыре. Л. особенно полюбил Иоанна Златоуста; сочинения Квинта Курция и Цицерона произвели на него сильное впечатление ясностью изложения и красотой слога, Л. выучил их наизусть. Избрав службу на духовном поприще, Л. отказался от поступления в Моск. ун-т, куда был направлен вместе с группой учеников академии.

В 1757, еще до окончания четырехлетнего курса богословия, Л. был определен Синодом учителем пиитического класса академии со 170 руб. годового жалованья. В обязанности Л. входили также толкования катехизиса по воскресным Дням. Толкования имели характер публичных богословских лекций и привлекали много слушателей, они обычно состояли из двух частей — Догматической и нравственной, содержащей практические наставления, и отличались простотой, изобиловали примерами из обыденной жизни. Л. приобрел славу «второго Златоуста».

Успех молодого проповедника вызвал недовольство епископа Переяславского и члена Моск. синод. конторы Амвросия Зертис-Каменского. Изучив тетради Л., он напел в них отступления от православного вероучения и потребовал высечь Л. в присутствии учеников академии, а затем отчислить. Ректор академии, не найдя в поучениях Л. ничего предосудительного, заступился за него. Распространившиеся по Москве слухи вызвали к Л. сочувствие и еще больший интерес горожан.

В 1758 по желанию Гедеона Криновского Л. был приглашен учителем риторики в семинарию Троице-Сергиевой лавры. В том же году он принял монашество и стал иеродиаконом, а затем иеромонахом. Гедеона, который и в дальнейшем оказывал ему покровительство, Л. считал «первым по родителях своих».

Часто бывая с Гедеоном, исполнявшим обязанности придворного проповедника, в Петербурге, Л. познакомился с А. Г. Разумовским, И. И. Шуваловым. Намерение Шувалова отправить Л. за границу для усовершенствования в науках не было поддержано Гедеоном, который готовил Л. для духовного поприща. В 1759 Л. был назначен префектом, а в 1761 ректором Троицкой дух. семинарии.

В 1762, во время посещения Екатериной II семинарии, приветственная речь Л. и короткая беседа с ним произвели на нее сильное впечатление. В следующем году императрица «указала быть Платону наместником Лавры», а затем повелела отпечатать слово Л. «О пользе благочестия», в котором говорилось о необходимости благочестия чиновников.

В июле 1763 Л. был назначен учителем Закона Божия к цесаревичу Павлу Петровичу, а в окт., после смерти Гедеона, стал придворным проповедником и благодаря своему красноречию получил репутацию «русского Массильона». В «словах» и проповедях Л. говорил о христианской любви, вере, о божественном промысле, о бессмертии души и о загробной жизни, о церковных обрядах. Л. осуждал и слепую приверженность старине, и пристрастие ко всему иноземному. Он упрекал слушателей в увлечении идеями фр. философов и уклонении от посещения богослужений. Л. отмечал недостатки рос. воспитания, отводя светским наукам важное, но второстепенное место. В Петербурге Л. познакомился с И. И. Бецким, З. Г. Чернышевым, А. П. Сумароковым, И. П. Елагиным, Д. И. Фонвизиным, Н. И. Паниным. В короткое время он самостоятельно овладел фр. языком. Вместе с епископами Иннокентием Нечаевым и Гавриилом Петровым Л. по поручению Екатерины II рассмотрел составленный ею «Наказ» для Комиссии нового Уложения. В 1766 за успешное и ревностное исполнение своих должностей Л. был сделан архимандритом Троице-Сергиевой лавры. В 1768 он стал членом Синода, а в 1770 назначен архиепископом в Тверь с сохранением прежних должностей. В 1773 Л. стал законоучителем невесты Павла Петровича, принцессы Гессен-Дармштадтской Вильгельмины (вел. княгини Натальи Алексеевны). В Тверскую епархию он удалился только со вступлением Павла в брак.

В Твери Л. занимался устройством нового дома для духовной семинарии, открыл несколько духовных школ, где восстановил преподавание на лат. языке, сетуя, что духовные лица, не зная ни фр., ни нем. языка, «от иностранцев почитаются почти неучеными». Влияние латыни сказывалось и в речах самого Л.

В 1775 Екатерина II, направляясь через Тверь в Москву, распорядилась перевести Л. в Московскую епархию, наградив его панагией, осыпанной драгоценными камнями. Попытка Л. отказаться от новой должности оказалась безуспешной, и он был назначен архиепископом Московским и Калужским, а также ректором Моск. дух. академии.

Горячий сторонник учености и просвещения, Л. стремился к возвышению духовенства в культурном и нравственном отношениях. Он запретил самовольный переход прихожан из одного прихода в др.; число учеников в академии увеличил с 300 до 1500, было улучшено преподавание греч. и евр. языков, учреждены классы лат. и рус. красноречия. Л. требовал от учителей обращать внимание не только на умственную, но и на нравственную сторону развития учеников. В пользу студентов академии Л. издавал свои проповеди. Он открыл духовные училища в Перерве, Калуге, Звенигороде и Дмитрове, а также бурсу при Моск. дух. академии для обучения сирот и детей бедных родителей.

Пользуясь благосклонностью Екатерины II, Л. часто бывал в Петербурге и присутствовал при дворе, а в торжественных случаях совершал богослужение в придворной церкви. После смерти вел. княгини Натальи Алексеевны (1776) Л. был законоучителем будущей императрицы Марии Федоровны.

Служебные обязанности в Синоде тяготили Л. В 1781 после нескольких просьб он получил увольнение и занялся устройством приюта, в котором хотел провести остаток своей жизни. Неподалеку от Троице-Сергиевой лавры на собственные средства Л. построил две церкви — на горе и в пещере, и основал монастырь, впосл. получивший назв. Вифания.

В 1785 Л. было предписано рассмотреть книги, напечатанные в вольных типографиях. Он был также назначен цензором всех переводных сочинений и облечен правом разрешать печатание книг духовного содержания. По распоряжению Екатерины II, Л. подверг Н. И. Новикова испытанию в православии. В своем донесении он сообщал: «Молю всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве <…> но и во всем мире были христиане таковые, как Новиков». Книги, изданные Новиковым, Л. разделил на литературные, мистические, которые он «не понимает», и «самые зловредные», «порождение так называемых энциклопедистов». На основании замечаний Л. было запрещено несколько книг масонского содержания. Л. настойчиво стремился противодействовать влиянию фр. философов, используя для этого и свои проповеди, которые часто имели форму диалога между истинным христианином и вольнодумцем.

Возведенный в сан митрополита Московского (1787), Л. продолжал прилагать энергичные усилия для улучшения духовного образования. В Вифанской дух. семинарии он ввел преподавание декламации, церковной истории и герменевтики. Л. написал «Краткую церковную Российскую историю» (М., 1805. Т. 1—2; 3-е изд. М., 1834), для чего дважды предпринимал путешествия по достопамятным в церковном отношении местам России. В этом труде Л. критически отозвался об «Опыте повествования о России» (М., 1803) И. П. Елагина, возражая против его утверждения, что при кн. Владимире существовали театры. Суждения самого Л. о слав, язычестве и Лжедмитрии I отличались научной обоснованностью и прозорливостью. Заметки Л. о путешествиях были изданы после его смерти: «Путешествие <…> в Киев и по другим российским городам в 1804 году…» (СПб., 1813) и «Путевые заметки <…> о путешествии в Ярославль, Кострому и Владимир 1792 года» (Рус. вестн. 1841. № 9).

Получив увольнение от епархии в 1792, Л. жил то в Троице-Сергиевой лавре, то в Вифании. В 1797 при коронации Павла Петровича Л. произнес приветственную речь. Павел I на всю жизнь сохранил привязанность к своему учителю. Он пожаловал Л. орденом св. Андрея Первозванного.

Л. сыграл важную роль в смягчении преследований старообрядцев, призывая относиться к ним с терпением и считать единоверцами православной церкви. В 1801 Синод утвердил предложения Л., и в том же году на Введенском кладбище в Москве была открыта первая единоверческая церковь.

В 1805 Л. вел переписку с Александром I, убеждая его в непрочности мира, заключенного с Наполеоном. В 1810 Л. был награжден орденом св. Владимира 1-й степени. После включения медицины в курс обучения Славяно-греко-лат. академии СПб. медико-хирургическая академия приняла Л. в почетные члены.

До конца своих дней Л. был чрезвычайно популярен в обществе. Его поучительные слова, печатавшиеся отдельными изданиями, входили в круг чтения просвещенных людей. В его честь в разные годы семинаристы, а также питомцы Дружеского учен, о-ва при Моск. ун-те сочинили 45 стихотворных сборников. Со стихотворными посланиями, в основном панегирического характера, к Л. обращались М. И. Веревкин, И. Грешищев, Моисей Гумилевский, Д. Ильин, С. Калачников, Е. И. Костров, В. И. Майков, М. И. Невзоров, М. Нехотенов, В. Ф. Романов. По преданию, Л., увидев в церкви юного А. Ф. Мерзлякова, предрек его писательское будущее. Характеризуя красноречие Л., А. П. Сумароков писал: «Платон есть последователь Златоуста, его имеет дарования, его свойства, его вкус. Сей российский Бурдалу исполнен силы, пламени и быстроты, преемник Феофанов <Феофана Прокоповича> приводит в восхищение слышателей, а читателей еще больше» (Сумароков А. П. Полн. собр. всех соч. 2-е изд. М., 1787. Ч. 6.. С. 283). Получив от Е. Р. Дашковой текст проповеди Л., произнесенной в 1770 у могилы Петра I, Вольтер высоко отозвался о ней в письме к Екатерине II. Ш. де Линь писал Екатерине II: «Не забыл я Платона, преисполненного достоинств, в котором мне так нравились греческая грация, римское красноречие, знание древности и новейших наук вместе с любезным и очаровательным обхождением» (Рус. старина. 1876. Т. 17. С. 442). По мнению М. И. Невзорова, время, когда Л. возглавлял Моск. дух. академию, стало «особливо блистательной эпохой» в ее истории: «Имя Платона в Европе славно, в России всем любезно, и самые пастыри, имеющие в руках кормило российския церкви, чтут его своим учителем, наставником и благодетелем» (Друг юношества. 1807. Сент. С. 69).

Произнесенные Л. в 1763—1806 612 слов и 52 речи изданы Дамаскином Семеновым-Рудневым (1779—1806. Т. 1—20). Признав достоинства проповедей Л., Синод включил мн. из них в число годичных поучений для всех церквей. Сочинения Л. «Православное учение, или Сокращенная христианская богословия…» (1765; 3-е изд. М., 1819), «Краткий катехизис для обучения малых детей православному христианскому закону» (1766), а также «Катехизис, или Первоначальное наставление в христианском законе, толкованное всенародно в 1757 и 1758 гг.» (1781. Ч. 1—2), в основу которых были положены уроки, даваемые им вел. князю Павлу Петровичу, обозначили перелом в истории богословия — стремление сблизить его с жизнью, растворив в нравоучении, в эмоционально-моралистическом гуманизме. По мнению императора Иосифа II, Л. был более философ, чем проповедник.

«Записки о жизни <…> Платона, им самим писанные и оконченные Самуилом, Костромским епископом» изданы И. М. Снегиревым. Он также опубликовал два кратких стихотворных обращения Л. к Н. Рогову и стихи Рогова, в т. ч. акростихи, посвященные Л.

Архив Л. находится в РГБ (ф. 299, № 1—30), отдельные документы и письма — в РГАДА, РГИА, РНБ, СПбФ ИРИ РАН.

Лит.: Надеждин А. Митроп. Московский Платон Левшин как проповедник. Казань, 1883; Снегирев И. М. Жизнь Московского митроп. Платона. М., 1891; Георгий Флоровский, протоиерей. Пути рус. богословия. 3-е изд. Paris, 1983.

Е. Д. Кукушкина, Г. А. Лихоткин