МИСЛАВСКИЙ Симеон Григорьевич

МИСЛАВСКИЙ Симеон Григорьевич (в монашестве — Самуил) [24 V (4 VI) 1731, с. Полошки Глуховского полка — 5 (16) I 1796, Киев]. Сын священника. В 1742—1754 учился в Киево-Могилянской академии, в 1754 был пострижен в монахи в Киево-Софийском монастыре, вскоре посвящен в иеромонахи. С сент. 1754 преподавал в Киево-Могилянской семинарии богословие и философию; с 1761 — архимандрит Киево-Братского монастыря, ректор Киево-Могилянской дух. семинарии, член Киевской консистории. В 1762 речи М. привлекли к нему внимание Петра III и Екатерины II. Искусный проповедник, он был также образованным лингвистом (знал греч., лат., нем., пол., фр. языки; перевел и издал лат. грамматику Пиаре (Киев, 1765)). С 1768 М. — архимандрит Киевского Пустынно-Николаевского монастыря и епископ Белгородский. Вызванный Екатериной II, он прибыл в Москву в 1771 и был назначен епископом Крутицким и членом Синода; в 1771—1776 управлял Московской епархией. С 1776 по 1783 М. — епископ Ростовский и Ярославский; одновременно преподает в основанных им училищах в Ростове и Угличе. С 1783 М. — член Рос. Академии. В 1783 он возвращается в Киев и назначается митрополитом Киевским и Галицким. Верный преобразовательным идеям екатерининского времени, М. проводит в Киево-Могилянской академии реформу: вводит преподавание общеобразовательных предметов — географии, истории, математики, музыки, рисования, а также рус. языка и рус. словесности, стараясь уменьшить влияние схоластики.

В 1787 М. учредил первую рус. гражданскую типографию на Украине при Киево-Печерской лавре, где напечатал свои «Речи поздравительные императрице Екатерине II во время высочайшего ее в Киев прибытия, пребывания и отшествия». В 1788 М. прислал в дар Рос. Академии полный комплект всех книг, напечатанных в этой типографии.

М. примыкал к новой школе проповедников Киево-Могилянской академии, которые отказались от схоластики и доктринерства, считали необходимым говорить ясно, кратко, просто, живо, выразительно, злободневно, сохраняя все качества риторской художественно организованной речи. По свидетельству современников, «Слова поучительные и речи, сим епископом сказанные <…> показывают, сколь изобилен он в знании российского слова. Слог его тверд, чист, текущ и приятен, а свободное выражение хороших мыслей делает честь его сочинениям, и он по справедливости занимает место в числе хороших наших проповедников» (Новиков. Опыт словаря (1772)). Первое проповедническое произведение М. — «Слово в день Рождества Иисуса Христа и на воспоминание о восшествии Петра Могилы на Киевскую митрополию, 31 декабря 1753». Излюбленные его жанры — панегирическая речь и торжественное слово. Таковы, напр., «Слово в высокоторжественный день вступления на всероссийский престол Екатерины Алексеевны» (изд. 1768), речь на прибытие Екатерины II в Москву (изд. 1775). Сочинял М. проповеди и в др. жанрах. Известны «Слова поучительные», сказанные при первом его прибытии в Ростов и Ярославль (изд. 1776). Чрезвычайно любопытна и произнесенная М. 20 апр. 1784 похвала Киеву, известная под назв. «Слово о истинном преимуществе града, которым он может по справедливости хвалиться пред прочими» (изд. 1786).

М. принадлежит также «Краткое историческое описание Киево-Печерской лавры» (Киев, 1791). Сочинение «Права и преимущества малороссийского духовенства» осталось в рукописи (ЦНБ АН Украины). Три проповеди М. были переведены по приказу Екатерины II на иностранные языки — греч., лат., нем. и фр. и изданы в Москве (1775—1779). Рукописный сборник пятидесяти семи сочинений М., из которых тридцать два были опубликованы, хранится в РГБ (ф. Лукашевича, № 1104). М. известен также своими лекциями по богословию «Догматы православной веры кафолическия и апостольския церкви Восточных...» (Киев, 1760). М. разыскал и издал богословские лекции Феофана Прокоповича на лат. языке (Кенигсберг; Бреслау; Москва, 1773—1776. Ч. 1—7). Продолжением этих трудов был курс догматического богословия М., изданный на нем. языке (Лейпциг, 1782. Ч. 1—3; 2-е изд. 1796). Кроме того, М. отредактировал и издал лат. трактат «О происхождении Святого Духа» (Кенигсберг, 1774. Т. 1—2) прозелита православной церкви из лютеран Адама Зерникова, жившего в кон. XVII в. на Украине.

М. любил стихотворения и оды М. В. Ломоносова и не раз использовал их с учебными целями; одновременно он выступал против холодных рифмотворцев-подражателей.

Как ученый М. был организатором работы по научному описанию собрания греч. рукописей Моск. синод, б-ки (изд. X. Маттеи в 1780); М. был дружен с А. П. Мельгуновым, с протоиереем Киево-Софийского собора И. В. Левандой, откликнувшимся на его смерть проникновенным похвальным словом (Киев, 1796).

Лит.: Евгений. Словарь исторический. Т. 2 (1827); Макарий Булгаков. История Киевской дух. академии. М., 1843; Солнцев К. П. Неск. слов о преосв. Самуиле Миславском // Дух. вестн. Харьков, 1865. № 2; Сухомлинов. Рос. Академия. Вып. 1 (1874); Рождественский Ф. Самуил Миславский, митроп. Киевский: с 70-ю письмами, напечатанными с рукописей Киево-Софийского собора и Киевской консистории. Киев, 1877; Филарет. Обзор (1884); Серебренников В. Киевская академия с пол. XVIII в. до преобразования ее в 1819 г. Киев. 1897; Здравомыслов К. Самуил // Рус. биогр. словарь. Т. «Сабанеев — Смыслов» (1904); Голубев С. Т. Память митроп. Петра Могилы в Киевской дух. академии 31 дек. 1754 г. // Тр. Киевской дух. академии.1910. № 12.

Ю. К. Бегунов